вать как машину, устройство которой заранее рассчитано на определенные случаи и которая сама приходит в действие, как только эти случаи даны. Научный потенциал философской нравственно-правовой концепции Шеллинга, как нам кажется, еще далеко не полностью реализован. Его учение о взаимопереходе свободы и необходимости в процессе конституирования правового пространства социума, о соотношении всеобщей и индивидуальной воли в системе права, методологические особенности дедуцирования основных определений права и основ нравственности ждут своего углубленного изучения и актуализации в процессе разработки философско-правовой концепции и ее историко-философского фундамента. Развитие принципов понимания права и нравственности было осуществлено Г.В.Ф. Гегелем. Его теория была господствующей в Германии на протяжении целого ряда лет и в настоящее время является одним из наиболее влиятельных классических учений о соотношении права и нравственности. Разделяя точку зрения своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга относительно того, что все явления действительности должны получить оправдание в разуме, Гегель утверждает, что разум присущ также и самой действительности, в качестве ее порядка и смысла. Изначальное единство логического порядка мышления и разумного начала природы Гегель определял с помощью понятия духа. Сущность духа, согласно его учению, составляет свобода, которая шаг за шагом осуществляет себя в историческом развитии человечества, а также в индивидуальном развитии личности. Сначала дух еще переплетен с природой, не отделяет себя от нее, но, развиваясь, он осознает себя и тем самым определяется как “свободный дух”. В качестве такового он выступает прежде всего в общественных отношениях, задавая при этом основу научного анализа отношения права, государства, общества, личности, а также морали и нравственности. Рассматриваемый как “свободная воля”, свободный дух задает субстанцию развития права, морали и нравственности и основные этапы их развития. Здесь Гегель вводит новый аспект в решение проблемы отношения права и нравственности: их единство объективно опосредству139 |
89 Тем не менее научный потенциал философско-правовой концепции Шеллинга, как нам кажется, еще далеко не полностью реализован. Его учение о взаимопереходе свободы и необходимости в процессе конституирования правового пространства социума, о соотношении всеобщей и индивидуальной воли в системе права, методологические особенности дедуцирования основных определений права и основ государственности ждут своего углубленного изучения и актуализации в процессе разработки современной политико-правовой и философско-правовой концепции. § 4. Гегелевская трактовка понятия права и еероль вразвитии правовой мысли XIX века Развитие принципов понимания права, теории государства, включая проблемы общества, личность и пр., было осуществлено Г.В.Ф.Гегелем. Его теория права была господствующей в Германии на протяжении целого ряда лет и в настоящее время является одним из наиболее влиятельных классических правоведческих учений1. Причем, как отмечают ученые-гегелеведы, наибольший интерес и острейшие мировоззренческие споры вызывает именно проблема отношения личности и государства . Отметим, что теоретико-методологическая база гегелевского исследования была иной, чем у Канта, поскольку Гегель исходил не из субъективного варианта диалектической методологии, а из объективного3. Важнейшей работой О Гегеле см. работы: В.Ф.Асмуса, К.С.Бакрадзе, М.В.Быковой, А.В.Гулыги, А.М.Каримского, А.В.Кричевского, Е.С.Линькова, Д.В.Масленникова, Н.В.Мотрошиловой и др.; Вопросы теории права и нравственности специально рассматриваются в работах В.С.Нерсесянца, А.А.Пионтковского, JI.С.Мамут, Е.Шиманович и др. Л Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. М., 1995. С. 8. 3 См.: Gadamer H.-G. Die Idee der Hegelschen Logik // H.-G. Gadamer. Gesammelte Werke. Bd. 3. S. 69. Гегеля, в которой раскрываются интересующие нас вопросы, является "Философия права". Краткое изложение философии права имеется также в гегелевской "Философии духа", являющейся третьей частью "Энциклопедия философских наук". Авторскую попытку популяризации учения о праве можно найти в так называемой "Философской пропедевтике". Думаем, что мы не ошибемся, если скажем, что именно у Гегеля теория естественного права, разрабатываемая на основе диалектического метода, достигает наибольшей глубины. Разделяя точку зрения своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга относительно того, что все явления действительности должны получить оправдание в разуме, Гегель утверждает, что разум присущ также и самой действительности в качестве ее порядка и смысла. Изначальное единство логического порядка мышления и разумного начала природы Гегель определял с помощью понятия духа1. Это понятие он раскрывает в своих работах "Феноменология духа" и "Философия духа". Сущность духа, согласно его учению, составляет свобода, которая шаг за шагом осуществляет себя в историческом развитии человечества, а также в индивидуальном развитии личности2. Сначала дух еще переплетен с природой, не отделяет себя от нее, но развиваясь, он осознает себя и тем самым определяется как "свободный дух". В качестве такового он выступает прежде всего в общественных отношениях, задавая при этом основу научного анализа отношения права, государства, общества, личности, а также морали и нравственности. Рассматриваемый как «свободная воля», свободный дух задает субстанцию развития права, морали и нравственности и основные этапы их развития. Гегель в «Энциклопе90 1Анализ понятия духа в философии Гегеля в связи с его правовой теорией см.: Быкова М.В., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух. М., 1993; 2 О гегелевском понятии свободы в связи с проблемами права см. более подробно работы: Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. Душанбе. 1983; Пионтовский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М.: Юрид. лит., 1963. 325 щей, если народ перешел бы на ее сторону, результатом могло бы быть только восстание, что в хорошо функционирующем государстве должно быть невозможно. Свобода не должна быть милостью или благом, которым можно пользоваться только как запретным плодом. Свобода должна быть гарантирована правовым порядком, столь же явным и неизменным, как законы природы. Свобода должна быть необходимостью, необходимость свободой. У Гегеля право рассматривается как одна из форм объективного явления духа, сущность которого составляет свобода. Поэтому предметом философской науки о праве Гегель считал «понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от представления данного времени». Гегель обозначает категорией права понятие, имеющее довольно широкое содержание. Говоря о праве,замечает Гегель,мы имеем в виду не только гражданское право, которое обычно под этим понимают, но также и мораль, нравственность и всемирную историю, которые также сюда относятся, так как понятие объединяет мысли согласно истине. В целом под правом Гегель понимает «наличное бытие свободной воли», которое он рассматривает в следующих аспектах: 1. Право как свобода (идея права); 2. Право как определенная ступень и форма свободы (особенное право); 3. Право как закон (позитивное право). «Почвой права является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой воля, которая свободна». Гегель разрабатывает теорию естественного права, разделяя точку зрения своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга относительно того, что все явления действительности должны получить оправдание в разуме. Гегель утверждает, что разум присущ также и самой действительности, в качестве ее порядка и смысла. Поэтому для Гегеля естественное право есть единство бытия и долженствования, осуществляемое в конкретном индивидуальном творчестве народного духа, а также философия конкретной положительной нравственно |