Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 140]

ется деятельностью личности в процессе ее социализации.
Имманентное развитие науки о праве, состоящее, согласно
гегелевскому методологическому принципу, в выведении всего ее содержания из простого понятия, обнаруживает при этом ту свою особенность, что одно и то же понятие, в нашем случае это понятие свободной воли, выступая вначале как нечто абстрактное, сохраняется на всех ступенях его самоопределения, как бы уплотняет свои моменты и благодаря этому приобретает конкретное содержание.
Идея права, в которую себя развивает понятие свободной воли, выявляет свои моменты так, что конечная, единичная воля, в качестве деятельной стороны наличного бытия разума полагает для себя определения этого разума или своей всеобщей сущности свободы.
Определения единичной и всеобщей воли являются, по Гегелю, теми противоположными моментами, в которые полагает свое саморазвивающееся содержание понятие свободной воли, становясь правовой, а в более конкретной форме нравственной действительностью.
Эта реальность вообще в качестве наличного бытия свободной воли есть право
“которое охватывает наличное бытие всех определений свободы”.1 Сфера моральности является первым отрицанием непосредственности свободной воли личности по форме и содержанию, непосредственности в-себе сущей и для-себя сущей воли.
Противоположность этих двух моментов разумной воли выступает теперь в определении
бесконечной субъективности свободы.
Дальнейшее движение
от моральности к нравственности заключается в том процессе, который претерпевает эта выступившая противоположность.
Д Нравственность в учении Гегеля о праве обнаруживает себя как действительная субстанциональная идея.
В ней понятие свободы имеет
своей реальностью сущее понятие свободы.
Если моральность была формой воли в элементе ее субъективности то нравственность, сохраняя форму субъективности и самоопределения, имеет содержанием свое
свободу, как налично сущую.
Объективную сторону нравственности, согласно Гегелю, составляют
законы и учреждения.
Итогом анализа личности, гражданского общества и госу140 1 Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук.
В 3 т.

М., 1977.
Т.
3.
С.
327
[стр. 92]

право) форму и реальность разумной воли.
Последняя есть, согласно Гегелю, дух, знающий себя в качестве свободного и волящий себя в качестве такового.
Хотя сфера объективного духа и является формой проявления абсолютной идеи, в этой своей формации она есть опять же лишь в себе.
Это определение сфера права разделяет с субъективным духом, но является в отличии от последнего, более развитой формой реальности идеи, ибо содержит в себе момент реализации понятия свободного духа, а не только сторону его пребывания в себе самом.
Дух в сфере объективности находится у себя самого, но как внешний себе, как сообщающий себе самому внешнюю реальность, форму наличного бытия и тем самым становящийся действительным духом.
Имманентное развитие науки о праве, состоящее, согласно
гегелевского методологического принципа, в выведении всего ее содержания из простого понятия обнаруживает при этом ту свою особенность, что одно и то же понятие, в нашем случае это понятие свободной воли, выступая вначале как нечто абстрактное, сохраняется на всех ступенях его самоопределения, как бы уплотняа ет свои моменты и благодаря этому приобретает конкретное содержание.
Идея права, в которую себя развивает понятие свободной воли, выявляет свои моменты так, что конечная, единичная воля, в качестве деятельной стороны наличного бытия разума полагает для себя определения этого разума или своей всеобщей сущности свободы.
Определения единичной и всеобщей воли являются, по Гегелю, теми противоположными моментами, в которые полагает свое саморазвивающееся содержание понятие свободной воли, становясь правовой, а в более конкретной форме нравственной действительностью.
Эта реальность вообще в качестве наличного бытия свободной воли есть право «...

которое охватывает наличное бытие всех определений свободы..»1.
В своем исходном пункте эта "в себе" и "для себя" свободная воля может выступать только в определении непосредственности и есть единичная воля 92 Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук: В 3 т.

Т.
3.
М., 1977.
С.327.


[стр.,94]

ние субъективности, которая соотносит себя с самой собой.
Развитие внутренней определенности понятия воли состоит таким образом в снятии «в себебытия» и формы непосредственности, которую воля имеет на ступени абстрактного права.
Сфера моральности является первым отрицанием непосредственности
воли по форме и содержанию, непосредственности "в-себе" сущей и ”для-себя” сущей воли.
Противоположность этих двух моментов разумной воли выступает теперь в определении
для себя бесконечной субъективности свободы.
Дальнейшее движение
заключается в том процессе, который претерпевает эта выступившая противоположность.
Особенность второй ступени в развитии идеи свободы сферы моральности состоит в том, что в ней определенность воли положена лишь как нечто внутреннее.
Моральная воля есть, таким образом, особенная воля.
Ее выражением является поступок, « ..
во внешнем обнаружении которого воля только то признает в качестве своего и только за то считает себя ответственной, что из этого она знала и хотела...» .
Субъективность воли в ней самой оказывается самоцелью и безусловно существенным моментом.
«Право имеет истинный смысл, лишь поскольку субъект его волит.
Тем самым субъективность воли есть наличное бытие права и наоборот право субъективности воли состоит в том, чтобы в том, что есть право, присутствовала субъективная воля»2.
Вместе с вышеуказанным моментом, однако, обнаруживается возможность разлада между правом в себе или правом как таковым, и для себя сущей субъективность воли.
Последняя может обособиться от своего истинного содержания и даже противопоставить себя ему.
Поэтому во всех трех моментах понятия моральной воли возможна коллизия между тем, что субъективная воля признает в качестве своего и тем, что составляет субстанциональную сторону 'Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук: В 3 т.

Т.
3.
М., 1977.
С.
334.
Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.415.


[стр.,96]

тивность оказались моментами единого понятия, которое благодаря этой положенное™ своих моментов получает реальность и становится идеей.
Последь .
няя, в качестве нравственности, есть истина формального права и морального самосознания, единством объективного и субъективного понятия свободы.
«Правовое и моральное не могут существовать для себя, они должны иметь своим носителем и своей основой нравственное ...
оба момента, таким образом, не обладают для себя действительностью..»1.
Обе сферы обнаруживают себя в самих себе как возвращающиеся в идею нравственной свободы, как в свой результат и, одновременно, свое действенное основание.
Только такое рассмотрение права и свободы является, согласно Гегелю, единственно научным подходом и может служить в качестве доказательства и дедукции той реальности, я * которую составляет гражданское общество и государство.
Нравственность в учении Гегеля о праве обнаруживает себя как действительная субстанциональная идея.
В ней понятие свободы имеет
себя в качестве своей реальности или своей реальностью сущее понятие свободы.
«Нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самопознания»2.
Если моральность была формой воли в элементе ее субъективности, то нравственность, сохраняя форму субъективности и самоопределения, имеет содержанием свое
понятие свободу, как налично сущую.
Объективную сторону нравственности, согласно Гегелю, составляют
в себе и для себя сущие законы и учреждения.
Это нравственные силы, управляющие жизнью индивидов, субстанциональное в них.
«В простом тождестве с действительностью индивидов нравственное являет себя в качестве их всеобщего образа действий, как нравы, привычка к нравственному, как их вторая природа»3.
Лишь здесь, в сфере нравственности, воля есть воля духа, кон'Hegel G.W.F.
Grundlinien der Philosophie des Rechts.
Fr., 1972.
S.
143.
2Hegel G.W.E.
Ibid .
S.144.
3Hegel G.W.E.
Ibid.
S.149.
96

[Back]