дарства в диалектическом движении от морали к нравственности должно быть, согласно Гегелю, осознание того, что такое право и действительная свобода. Это возможно лишь тогда, когда познание подчиненно единому методу и разворачивает себя в систему науки. Ведь без уяснения того, что составляет субS станцию природной и духовной реальности, в чем состоит единство универсума, невозможно раскрыть природу человека. Субстанцией последнего, как духовного существа, является процесс самоопределения всеобщей реальности к субъективному, объективному и абсолютному способу своего бытия. Все эти необходимые моменты духовной природы человека, составляют ступени его самоосвобождения. Объективную сторону этого процесса составляет реальность права, которое у Гегеля рассматривается не в его узко-юридическом значении, а как систематизированное целое, охватывающее наличное бытие всех определений свободы, разумной воли, включая сферу моральности и нравственности. Действительное право в этом случае является тем, чему граждане повинуются не как принуждающей внешней силе, которой они не могут противостоять, а той реальностью, без которой они просто перестают быть свободными людьми. Общность права и нравственности определяются прежде всего общностью их субстанции —свободы. С одной стороны, Гегель определяет посредством понятия свободы нравственность: “нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания”. С другой стороны, право Гегель определяет как наличное бытие свободной воли. Нравственность в трактовке Гегеля выступает как всеобщая субстанция права, как тот сложный комплекс общественных отношений, в котором конституируется система права в качестве объективного обнаружения и фиксации их внутреннего разума. Немецкая философия проложила путь новому методу мышления и познания методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни. |
меры в себе самом, и поэтому элемент упорядоченности и пропорциональности в экономику, хозяйственную жизнь общества, может быть внесен лишь государством, которое в лице правительства обладает знанием потребностей целого. Здесь оно выступает как самосознание того, что в обществе лишь сознается. Итогом анализа личности, гражданского общества и государства должно быть, согласно Гегелю, осознание того, что такое право и действительная свобода. Это возможно лищь тогда, когда познание подчиненно единому методу и разворачивает себя в систему науки. Ведь без уяснения того, что составляет субстанцию природной и духовной реальности, в чем состоит единство универсума, невозможно раскрыть природу человека. Субстанцией последнего, как духовного существа, является процесс самоопределения всеобщей реальности к субъективному, объективному и абсолютному способу своего бытия. Все эти необходимые моменты духовной природы человека, составляют ступени его самоосвобождения. Объективную сторону этого процесса составляет реальность права, которое у Гегеля рассматривается не в его узко-юридическом значении, а как систематизированное целое, охватывающее наличное бытие всех определений свободы, разумной воли, включая сферу моральности и нравственности. Действительное право в этом случае является тем, чему граждане повинуются не как принуждающей внешней силе, которой они не могут противостоять, а той реальностью, без которой они просто перестают быть свободными людьми. Только целостный взгляд на философию права Гегеля позволяет правильно оценить особенности его отношения к теории естественного права и особенности трансформации этой теории под воздействием диалектической методологии Гегеля. Рассмотрим этот вопрос подробнее. В работах Гегеля трудно найти отчетливое определение естественного права. Наиболее адекватно, на наш взгляд, естественное право по Гегелю определено С. Кечекьяном: «... для Гегеля естественное право есть единство бытия и го наукоучения)1. Однако, эта диалектика «Я -Ты» является насколько моральной, настолько и правовой. Во всяком случае именно ее Фихте рассматривает в качестве исходного пункта своей теории естественного права. Поэтому нам представляется правильным говорить не просто о моральном, но о моральноправовом основании философии Фихте. Пожалуй, лишь у Шеллинга из числа всех немецких классиков философия права отходит на задний план, в силу, как нам кажется, того, что он сосредоточил свое преимущественное внимание на проблемах философии природы. Однако и у Шеллинга, как было показано выше, мы найдем немало интересных и оригинальных идей, которые могли бы быть с успехом актулизированы в ходе разработки современных вопросов теории права и государства. В значительной мере имея в виду задачи построения теории права, отвечавшей идеалам свободы эпохи Нового времени, классики немецкой философии разрабатывали в качестве основания теории права онтологический аспект философии учение о бытии; учение о познании гносеологию, вместе с тем исследовали различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнь человека. Они размышляли об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии. Немецкая философия проложила путь новому методу мышления и познания методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни. Несмотря на довольно существенные различия в трактовке развития истории и сущности права Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, главное состоит в том, что к их пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: истоFichte. Grobenzell, 1984. S. 38. 1Lauth R. Hegel von der Wissenschaftslehre. Stuttgart, 1987. S. 158-159. 112 |