Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 37]

1.2.
Право и мораль как сферы реализации практического разума (И.
Кант) Немецкая философия права и нравственности второй половины XVIII начала XIX века единое духовное образование, выражающее духовный смысл своей эпохи и особенности национальной культуры немцев, впитывая достижения современной ей культуры, всей цивилизации, широко понятого гуманизма, была призвана осуществить критическую рефлексию права, общества и государства.
Представителям немецкой философии удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего времени, при этом через все их творчество красной нитью прошла идея высочайшей культурно-цивилизирующей,
гуманистической миссии философии, права, морали, окончательно преодолевающая механистический и метафизический характер миропонимания, царивший до этих пор в учении о человеке, обществе и мышлении.
С учетом научных достижений прошлого немецкие философы восстанавливают диалектический способ мышления, сложившийся еще в классическую эпоху античности, для которого характерно постижение мира как единого целого, развивающегося через разрешение
противоречия в противоположных началах: природа и общество, личность и государство, право и нравственность и т.п.
Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм
Иозеф Шеллинг и Георг Вильгельм Фридрих Гегель оказали исключительное воздействие как на развитие естественных, так и гуманитарных наук, особенно истории философии, теории и философии права, истории, психологии, политической экономии.
Влияние идей Канта вплоть до настоящего времени (в XX веке, может быть, даже больше, чем в
ХЕХ) велико.
Сам философ считал наиболее разработанным в своей системе учение о государстве и праве.
В
основе философии права и этики Канта, как и всего его учения в целом, положена идея свободы.
“Основанием единства всей кантовской системы выступал феномен свободы”, —отмечает вслед за 37 1См.: Шишкин А.Ф.
Человеческая природа и нравственность.
Историко-критический очерк.
М.
1979.
С.
64-83; Дробницкий О.Г.
Этическая концепция Иммануила Канта/ Проблемы нравственности.
М.
1977.
С.182-239.
[стр. 24]

ственного правового наследия и активизации его идей1.
Немецкая философия права второй половины XVIII начала XIX века единое духовное образование, выражающее общий смысл своей эпохи и особенности национальной культуры немцев.
Немецкая философия права, впитывая достижения современной ей культуры, всей цивилизации, широко понятого гуманизма, была призвана осуществить критическую рефлексию права, общества и государства.
Представителям немецкой философии удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего времени, при этом через все их творчество красной нитью прошла идея высочайшей культурно-цивилизирующей,
гуманиI .
стической миссии права, окончательно преодолевающая механистический и метафизический характер миропонимания.
С учетом научных достижений прошлого немецкие философы восстанавливают диалектический способ мышления, сложившийся еще в классическую эпоху античности, для которого характерно постижение мира как единого целого, развивающегося через разрешение
противоречий противоположных начал: природа и общество, личность и государство, право и нравственность и т.п.
Крупнейшими представителями немецкой классической философии являются Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг и Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Велико их влияние как на развитие естественных , так и гуманитарных наук, особенно теории и философии права, истории, психологии, политической экономии.
«Кант и Гегель на протяжении целого столетия властвовали над умами миллионов, даже не читавших Анализ античной, средневековой философии права, а также политико-правовых учений Нового времени был рассмотрен нами с учетом исследовательских задач, выдвинутых в данной диссертации, в следующем издании: Альбов А.П., Баранов В.М., Масленников Д.В., Сальников В.П.
и др.
История философии права / Отв.
ред.: Сальников В.П., Альбов А.П., Масленников Д.В.
СПб., 1998.
С.
13-15.


[стр.,25]

их» .
Завершение эпохи классической философии отмечено появлением таких крупных мыслителей, генетически связанных с этой философией, как Карл Маркс, Серен Кьеркегор, Артур Шопенгауэр, Людвиг Андреас Фейербах.
Последний интересен как фигура переходного периода, учением которого отмечен, если пользоваться выражением Ф.Энгельса, исход немецкой классической философии.
Влияние идей Канта вплоть до настоящего времени (в XX веке, может быть, даже больше, чем в
XIX веке) заметно не только в области философии, но и практически во всех сферах современного научного знания.
Сам Кант считал наиболее разработанными в своей системе учение о государстве и праве.
Важнейшими
работами Канта в области права являются «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов в двух частях»2, хотя их содержание не исчерпывается чисто правовыми проблемами.
В основе философии права Канта, как и всего его учения в целом, положена идея свободы.
"Основанием единства всей кантовской системы выступал феномен свободы", отмечает историк философии Н.В.Громыко .
Причем свобода рассматривается Кантом не только в ее абстрактном измерении, как философское понятие, но прежде всего как неотъемлемое качество личности, которая последовательно трактуется как субъект познания, субъект морали и правоотношений, субъект оценочных суждений.
Заслуга Канта состоит и в том, что он заложил основы современной методологии исследований сущности 1 См.: Энштейн А.
Фихте и конец XX века.
Уфа, 1992.
С.
156.
2Кант И.
Сочинение: В 6 т.
Т.
4.
Ч.
1, 2.
М., 1965; Кант И.
Критика практического разума.
СПб., 1995, куда под общим заглавием «Критика практического разума» вошли все три указанные работы.
3Громыко Н.В.
Проблема свободы в философии И.Г.Фихте.
М., 1988.
С.
11-12.

[Back]