Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 38]

этаком О.Г.
Дробницким историк философии Н.В.
Громыко.1Причем свобода рассматривается Кантом не только в ее абстрактном измерении, как философское понятие, но, прежде всего, как неотъемлемое качество личности, которая последовательно трактуется как субъект познания, субъект морали и правоотношений, субъект оценочных суждений.
Заслуга Канта состоит и в том, что он заложил основы современной методологии исследований сущности
свободы.
Понятие свободы выступает как ключ к объяснению автономии воли, понятие которой составляет исходную позицию учения Канта о праве
и морали.
“Если предполагают свободу воли, писал немецкий ученый, ставя проблему обоснования свободы как методологическую проблему, то достаточно расчленить понятие свободы, чтобы отсюда следовала нравственность вместе с ее принципом”.
И право и мораль, по Канту, могут и должны основываться только на свободе.
Лишь в ней человек находит свое абсолютное самосознание.

Таким образом, кантовская методология дает место истине, по крайней мере в человеческой душе, в сфере субъективности.
На всю последующую философскую, этическую и юридическую науку, как западную, так и русскую, Кант оказал влияние прежде всего постановкой методологических проблем постижения феномена свободы как основания правовых и нравственных отношений и разработкой соответствующего инструментария познания.
Субъектом свободы у Канта выступает автономная личность, действующая на основании имманентного нравственного закона.
Значение кантовской теории свободной суверенной личности для конституализации современной науки о праве отмечали русские юристы.
В частности И.В.Михайловский писал:
“Кант первый дал философское обоснование самоцельности личности, ее нравственной автономии.
Только с этого момента и можно говорить об идее
права”.4Рассматривая
вопрос о значении нравственно1Громыко Н.В.
Проблема свободы в философии И.Г.
Фихте.
М., 1988.
С.
11 12.

2Кант И.
Критика практического разума.
СПб., 1995.

С.
105.

3 Ebert Т.
Freiheitsbegriff in Hegels Logik.
Munchen, 1969.
S.
14.

4Михайловский И.В.
Очерки философии права / Соч.: В 3 т.
Томск, 1914.
Т.1.
С.
188.
38
[стр. 25]

их» .
Завершение эпохи классической философии отмечено появлением таких крупных мыслителей, генетически связанных с этой философией, как Карл Маркс, Серен Кьеркегор, Артур Шопенгауэр, Людвиг Андреас Фейербах.
Последний интересен как фигура переходного периода, учением которого отмечен, если пользоваться выражением Ф.Энгельса, исход немецкой классической философии.
Влияние идей Канта вплоть до настоящего времени (в XX веке, может быть, даже больше, чем в XIX веке) заметно не только в области философии, но и практически во всех сферах современного научного знания.
Сам Кант считал наиболее разработанными в своей системе учение о государстве и праве.
Важнейшими работами Канта в области права являются «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов в двух частях»2, хотя их содержание не исчерпывается чисто правовыми проблемами.
В основе философии права Канта, как и всего его учения в целом, положена идея свободы.
"Основанием единства всей кантовской системы выступал феномен свободы", отмечает историк философии Н.В.Громыко .
Причем свобода рассматривается Кантом не только в ее абстрактном измерении, как философское понятие, но прежде всего как неотъемлемое качество личности, которая последовательно трактуется как субъект познания, субъект морали и правоотношений, субъект оценочных суждений.
Заслуга Канта состоит и в том, что он заложил основы современной методологии исследований сущности
1 См.: Энштейн А.
Фихте и конец XX века.
Уфа, 1992.
С.
156.
2Кант И.
Сочинение: В 6 т.
Т.
4.
Ч.
1, 2.
М., 1965; Кант И.
Критика практического разума.
СПб., 1995,
куда под общим заглавием «Критика практического разума» вошли все три указанные работы.
3Громыко Н.В.
Проблема свободы в философии И.Г.Фихте.
М., 1988.
С.
11-12.


[стр.,26]

свободы.
Понятие свободы выступает как ключ к объяснению автономии воли, понятие которой составляет исходную позицию учения Канта о праве.

«Если предполагают свободу воли, писал немецкий ученый, ставя проблему обоснования свободы как методологическую проблему, то достаточно расчленить понятие свободы, чтобы отсюда следовала нравственность вместе с ее принципом»1.
И право и мораль, по Канту, могут и должны основываться только на свободе.
Лишь в ней человек находит свое абсолютное самосознание.

«Истинное призвание права надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.
В этом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснованности права»2.
На всю последующую философскую и юридическую науку, как западную, так и русскую, Кант оказал влияние прежде всего постановкой методологических проблем постижения феномена свободы как основания правовых отношеЛ ний и разработкой соответствующего инструментария познания .
Субъектом свободы у Канта выступает автономная личность, действующая на основаниис имманентного нравственного закона.
Значение кантовской теории свободной суверенной личности для конституализации современной науки о праве отмечали русские юристы.
В частности И.В.Михайловский писал:
«Кант первый дал философское обоснование самоцельности личности, ее нравственной автономии.
Только с этого момента и можно говорить об идее
права»4.
Рассматривая вопрос о значении нравственно-правового учения Канта о личности и о его месте в истории философии права, П.И.
Новгородцева отмечал: »...
западная философия права прекрасно отдает себе отчет в том, что, помимо права как Кант И.
Критика практического разума.
СПб., 1995.
С.
105.

2Тихомиров Ю.В.
Основы философии права.
М., 1997.
С.
430.
3Ebert Т.
Freiheitsbegriffin Hegels Logik.
Munchen, 1969.
S.
14.

Михайловский И.В.
Очерки философии права.
Т.
1.
Томск, 1914.
С.
188.


[стр.,180]

источник.
2) Кант первый дал философское обоснование самоцельности личности, ее нравственной автономии.
Только с этого момента и можно говорить об идее права.

3) Кант резко подчеркнул нормативную функцию естественного права.
Признавая безусловную необходимость повиновения граждан верховной власти, признавая огромную ценность положительного права, он видел в категорическом императиве естественного права вечный призыв к усовершенствованию, тот маяк, который указывает путь человечеству, критерий для оценки каждого шага в развитии права.
Заслугу Гегеля Михайловский видел прежде всего в том, что он раскрыл значение естественного права как идеальной основы положительного права на основе принципа синтеза личной свободы и объективного порядка.
Реализация этой идеи обусловлена местными и временными данными социальной среды.
Таким образом, естественное право не противополагается положительному, а составляет его идеальную сущность, вечную основу и вместе с тем фактор всего исторического развития.
Поэтому: 1)у Гегеля нет дуализма права; 2) его воззрения не могут быть характеризованы, как принципиально отличные от всех предыдущих и 3) такое понимание естественного права вовсе не "равносильно его упразднению"1.
С этими трактовками роли классиков немецкой философии права в развитии идеи естественного права мы также вполне можем согласиться.
Кроме философии Гегеля, с которой связывает автора «Основ философии права» «безгранично почитаемый учитель», — Б.Н.Чичерин, имелся еще и другой, более близкий и более непосредственный источник понимания Михайловским природы естественного права, которое основывалось не только на об1Подробнее см.: Русская философия права: философия веры и нравственности / А.П.Альбов, Д.В.Масленников, В.П.Сальников, А.И.Числов, С.В.Филиппова.
СПб., 1997.
С.
275-277.

[Back]