Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 41]

V >0CO»V»C*MI т ^ ,и о гто незначительным и излишним формулу, которая делает это по отношению ко всякому долгу вообще”.
Новизна “формулы” состоит в том совершенно необычном для его современников статусе, который она устанавливает для нравственности.
"Самый фундаментальный вклад в разработку нравственного закона как долга (и долга как нравственного закона)
принадлежит Иммануилу Кан2 ту .
По Канту нравственность никак не опирается на чувство; она целиком и полностью разумна.
Для него основной закон чистого практического разума и нравственный закон это одно и то же.

Нравственный закон опирается исключительно на разум:
Чистый разум по себе есть практический разум и дает (людям) всеобщий закон, который мы называем нравственным законом .
Этот закон суждение разума; в
“Основах метафизики нравственности” Кант указывает, что "он априорное синтетически-практическое положение".
В”
“Критике чистого разума” показано свойствами обладают и как возможны априорные синтетически-теоретические суждения.
Кант разъясняет, что всякое априорное синтетически-практическое положение должно строиться по типу априорного синтетическитеоретического.
В разделе
“Как возможен категорический императив?” Кант пишет: “Это категорическое долженствование представляет априорное синтетическое положение, потому что вдобавок к моей воле, на которую воздействуют чувственные влечения, присовокупляется идея той же, но принадлежащей к умопостигаемому миру чистой, самой по себе практической воли, которая содержит высшие условие первой воли согласно с разумом; это примерно так, как к созерцаниям чувственно воспринимаемого мира присовокупляются понятия рассудка, сами по себе не означающие ничего, кроме формы закона, и благодаря этому делают возможными априорные синтетические положения, на которых основывается все познание природы”.
При этом чистый практический ра1КантИ.
Критика практического разума//Соч.: В 6 т.
М., 1965.
Т.
4.
4 .1 .
С.
319.
2Лазарев В.В.
Этическая мысль в Германии и России.
Кант Гегель Вл.
Соловьев.
М., 1996.
С.12.
3 Кант И.

Критика практического разума // Соч.: В 6 т.
М., 1965.
Т.4.
Ч.
1.
С.348.
4 Там же.
С.
259.
5Кант И.
Критика практического разума// Соч.: В 6 т.
М., 1965.
Т.4.
4.1.
С.
299.
[стр. 28]

Истинное содержание любого предмета, по Канту, выступает только непосредственно в определениях мышления.
Все иное с объективной стороны есть явление, случайность, а с субъективной мнение, произвол.
Задача трансцендентальной гносеологии состояла в выяснении того, каким образом любое содержание должно быть определено формой, чтобы оно достигло определения всеобщности и необходимости.
Такая постановка вопроса коренным образом меняет проблему доказательности и научности познания.
Разрабатывая тему априорного синтеза, как связи противоположностей через самих себя, Кант поставил проблему логического познания, положив тем самым начало систематическому развитию диалектического способа мышления1.
Именно благодаря тому, что Кант рассматривает мышление как конкретное, определенное в себе и определяющее само себя, он становится родоначальником учения о разуме, разделяя его на теоретический и практический.
Именно деятельность последнего составляет сущность правовых отношений.
Сфера реализации практического разума стихия нравственности.
Канту принадлежит самый фундаментальный вклад в разработку нравственного закона как долга (и долга как нравственного закона)2.
По Канту, нравственность никак не опирается на чувство она целиком и полностью разумна.
Для него основной закон чистого практического разума и нравственный закон это одно и то же.

Поэтому нравственный закон опирается исключительно на разум: «Чистый разум по себе есть практический разум и дает (людям) всеобщий закон, который мы называем нравственным законом»3.
Этот закон суждение разума.
В
«Основах метафизики нравственности» Кант указывает, что «он Кант И.
Сочинения на немецком и русском языках / Под ред.
Н.Мотрошиловой и Б.Тушлинга.
М., 1994.
С.
168-169.
Лазарев В.В.
Этическая мысль в Германии и России.
Кант Гегель Вл.Соловьев.
М., 1996.
С.12.
3Кант И.

Сочинения: В 6 т.
Т.4.
4.1.
С.348.


[стр.,29]

априорное синтетически-практическое положение»1.
В
«Критике чистого разума» показано какими свойствами обладают и как возможны априорные синтетически-теоретические суждения.
Кант разъясняет, что всякое априорное синтетически-практическое положение должно строиться по типу априорного синтетически-теоретического.
В разделе
«Как возможен категорический императив?» Кант пишет: «Это категорическое долженствование представляет априорное синтетическое положение, потому что вдобавок к моей воле, на которую воздействуют чувственные влечения, присовокупляется идея той же, но принадлежащей к умопостигаемому миру чистой, самой по себе практической воли, которая содержит высшие условие первой воли согласно с разумом; это примерно так, как к созерцаниям чувственно воспринимаемого мира присовокупляются понятия рассудка, сами по себе не означающие ничего, кроме формы закона, и благодаря этому делают возможными априорные синтетические положения, на которых основывается все познание природы»2.
При этом чистый практический разум имеет преимущество перед теоретическим, ибо последний, взятый как таковой (именно как разум, а не как рассудок), не спосоа бен произнести ни одного категорического суждения, запутываясь в антиномиях, между тем как первый дает нам категорический императив, и с этой данностью мы не можем не считаться.
Об этом законе чистого практического разума Кант говорит: « ...
для того, чтобы рассматривать этот закон без ложных толкований как данный, надо заметить, что он не эмпирический закон, а единственный факт чистого разума, который провозглашается, таким образом, как первоначально законодательствующий разум (sic volo, sic jubeo)»3.
Таким образом, этот закон дан нам как факткак факт особого родафакт разума.
Мы приходим к тому, что Кант называл категорическим императивом прак

[Back]