Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 43]

если он этим не удовлетворяется, закон объявляет его безнравственным и требует исправления.
И это требование абсолютное.
Разум, как мы видели, есть сознание абсолютных законов, а потому и этот высший закон своей деятельности он признает абсолютным, имеющим силу всегда и везде.
Всякое от него отступление роняет достоинство человека и лишает его того высшего удовлетворения, которое следует за исполнением закона.
В нем водворяется внутренний раздор, который называется угрызениями совести.
Мы имеем здесь целую цепь определений, тесно связанных друг с другом и вытекающих из одного источника, из чистого самосознания разума, который свой собственный закон ставит абсолютным мерилом всей деятельности разум• ных существ.
Только этими началами объясняется фактическое существование нравственности в человеке.

Всякое другое объяснение разрушается собственным, внутренним противоречием.
И эти начала не ограничиваются жизнью отдельного существа; из них возникает целый мир
нравственных отношений.
Несмотря на свой формальный характер, нравственный закон имеет свое отвле■ 4 * ченно-общее содержание, вытекающее из самой его формы.
Это содержание дается нам понятием о законе как связи разумных существ.
Отсюда вытекают
необходимые отношения разумных существ между собой.
Каждое из них как носитель абсолютного начала имеет абсолютное достоинство; следовательно, оно всегда должно быть целью, а никогда не может быть унижено
на степень простого средства.
Отсюда, отрицательно, требование уважения к личности каждого, а положительно, требование живого сознания связи и истекающей отсюда деятельности на пользу других, т.
е.
требование любви к ближним.
Что именно человек должен делать в силу этих побуждений, нравственный закон не определяет.
Он ограничивается формальными предписаниями:
“не делай другим того, чего ты не желаешь, чтобы они тебе делали”, и “делай другим то, что ты желаешь, чтобы они тебе делали”.
В этих правилах заключается вся сущность нравственного закона в отношении к другим, равным человеку разумным существам.
Но нравственный закон идет еще далее.
Будучи абсолютным, он не
толь43
[стр. 31]

ности дается жизнью, следовательно, зависит от опытных данных.
Но высшим мерилом всякого опыта он ставит подчинение частных стремлений сознанию общего закона.
Это подчинение называется обязанностью, в сознании которой заключается достоинство человека как разумного существа.
Здесь мы имеем целую цепь определений, тесно связанных друг с другом и вытекающих из одного источника, из чистого самосознания разума, который свой собственный закон ставит абсолютным мерилом всей деятельности разумных существ.
Только этими началами объясняется фактическое существование нравственности в человеке.

И эти начала не ограничиваются жизнью отдельного существа; из них возникает целый мир
нравственно-правовых отношений.
Несмотря на формальный характер, нравственный закон имеет свое отвлеченно общее содержание, вытекающее из самой его формы.
Это содержание дается нам понятием о законе как связи разумных существ.
Отсюда, в
конечном итоге, вытекают основные принципы правовых отношений разумных существ между собой.
Каждое из них как носитель абсолютного начала имеет абсолютное достоинство; следовательно, оно всегда должно быть целью, а никогда не может быть унижено
до степени простого средства.
Что именно человек должен делать в соответствии с этим принципом нравственный закон не определяет.
Он ограничивается формальными предписаниями:
"не делай другим того, чего ты не желаешь, чтобы они тебе делали" и "делай другим то, что ты желаешь, чтобы они тебе делали".
В этих правилах заключается вся сущность нравственного закона в отношении к другим, равным человеку, разумным существам.
Но нравственный закон идет еще далее.
Будучи абсолютным, он не
только определяет частные отношения тех или других соприкасающихся между собой лиц, но, подобно закону тяготения в физическом мире, он связывает все бесчисленное множество разумных существ, настоящих, прошедших и будущих, в одно мировое целое.
Во всем духовном мире закон один и тот же и везде част

[Back]