48 других общностей, тоже носящих социальный характер, но основанных не на праве, а на “законных добродетелях в чистом виде”. “Но если бы не было свободы, неоднократно утверждал Кант, то не было бы в нас и морального закона” и резко выступает против любых попыток обосновать необходимость государственной опеки личности в какой бы то ни было форме.2 4 9 В силу этого обоснование принципа автономии личности (который противопоставляется принципу гетерономии) становится первоочередной задачей для всей кантовской системы. На место гетерономии Кант считает необходимым поставить автономию, самозаконность человеческого поведения. В иКритике практического разума” произведении составляющем теоретикометодологическую основу кантовского учения о государстве и праве (а затем в “Метафизике нравов”), делается попытка преодолеть утверждение об абсолютной противоположности личности, развивающейся по законам свободы, и внешнего ей мира, развивающегося по законам природы. Осуществить это значит теоретически обосновать автономию личности. Данную задачу Кант намерен разрешить на пути анализа воли, ведущей от субъекта мышления к его объекту, от свободы личности к значимой для нее необходимости, задающей разумную мотивацию поступков. Волю личности Кант подразделяет на высшую и низшую способность желания. Низшую способность составляют влечения и склонности, направленные на чувственные цели. Подчиненный низшей способности желания человек влечется к личному благополучию, к счастью. Высшая способность направлена на достижение всеобщих целей. Предмет влечения определенной ею воли абсолютное всеобщее благо. Лишь на этом пути действия человека являются моральными и лишь в этом качестве человек выступает как истинный субъект правоотношений и государственного законодательства. Действия моральной личности определены законами практического разума. Хотя эти законы носят 1Баскин Ю.Я. Кант. Из истории политической и правовой мысли. М., 1984. С. 31. 2См.: Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. С. 362-373. |
"Но если бы не было свободы, неоднократно утверждал Кант, то не было бы в нас и морального закона" и резко выступает против любых попыток обосновать необходимость государственной опеки личности в какой бы то ни было форме. В силу этого обоснование принципа автономии личности (который противопоставляется принципу гетерономии) становится первоочередной задачей для всей кантовской системы. На место гетерономии Кант считает необходимым поставить автономию, самозаконность, человеческого поведения. В "Критике практического разума” произведении, составляющем теоретико-методологическую основу кантовского учения о государстве и праве, делается попытка преодолеть утверждение об абсолютной противоположности личности, развивающейся по законам свободы, и внешнего ей мира, развивающегося по законам природы. Осуществить это значит теоретически обосновать автономию личности. Данную задачу Кант намерен разрешить на пути анализа воли, ведущей от субъекта мышления к его объекту, от свободы личности к значимой для нее необходимости, задающей разумную мотивацию поступков. Волю личности Кант подразделяет на высшую и низшую способность желания. Низшую способность составляют влечения и склонности, направленные на чувственные цели. Подчиненный низшей способности желания человек влечется к личному благополучию, к счастью. Высшая способность направлена на достижение всеобщих целей. Предмет влечения определенной ею воли абсолютное всеобщее благо. Лишь на этом пути действия человека являются моральными и лишь в этом качестве человек выступает как истинный субъект правоотношений и государственного законодательства. Действия моральной личности определены законами практического разума. Хотя эти законы носят всеобщий и обязательный характер, их источник все же заключен в самом разуме, а не во внешней природе, так как «... законы свободы в отличии от законов природы называются моральными. Поскольку они касаются лишь внеш как признанной автономии личности достигает целостного представления о трех важнейших типах правовых норм, по поводу которых шла политическая борьба его эпохи. К ним относятся права человека, законодательные гарантии сословного равенства, демократические права, или права активного гражданства. Обеспечение такого правового порядка и сегодня может быть признано первоочередной задачей права в качестве особой нормативной системы. Проблема соотношения свободы личности с внешней необходимостью, имеющая важное значение для общетеоретических оснований права, трансформируется Кантом в проблему соотношения законов природы, которые являются законами необходимости, с законами права и законами нравственности, которые являются законами свободы. Кант переосмысливает старую проблематику естественного закона и его источника, поставленную в теории естественного права наиболее четко, как нам представляется, Джоном Локком в *4 работах «Опыты о законе природы» и «Два трактата о правлении» . В «Критике практического разума» Кант стремится преодолеть утверждения теоретиков права эпохи Нового времени об абсолютной противоположности личности, развивающейся по законам свободы, и внешнего ей мира, развивающегося по законам природы. Осуществить это значит обосновать автономию личности. Данную задачу он намерен разрешить на пути анализа воли, ведущей от субъекта мышления к его объекту, от свободы личности к значимой для нее необходимости, задающей разумную мотивацию поступков. Прежде всего Кант решает вопрос: как можно мыслить принуждение воли Несколько забегая вперед, отметим, что опираясь на кантовское учение о принципах сочетания внутренней свободы и внешней необходимости, Е.Н.Трубецкой разрабатывал учение о внешней свободе личности, условием реализации которой для него как раз и являлось право. Таким образом, в работах русского правоведа кантовская теория является предпосылкой и одновременно объектом творческого теоретического развития. 2См.: Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 3-53,140-405. |