Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 51]

51 ’И г • существа, и осуществляет дедукцию категорического императива из принципа автономии воли.
Автономия есть такое свойство воли, благодаря которому воля сама для себя есть закон, независимо от свойств объектов воления.
Этот принцип дает понятие
“безусловно доброй воли“ и формулу категорического императива: эту формулу мы проанализируем ниже.
Безусловно, добрая воля содержит в себе только форму воления.
Ее единственный закон делать свою максиму всеобщим законом.
Нравственность не есть химера, только если возможно применение чистого практического разума, в критике которого Кант выясняет, как возможно такое синтетическое суждение a priori, которого требует дедуцированное понятие категорического императива, и истинно ли оно.
Обращает на себя внимание отношение прагматического и морального поступка: суждение прагматического поступка, говорит Кант могло бы мыслиться как аналитическое и, следовательно, советы благоразумия могли бы принуждать волю так же, как и веление закона.
Однако понятие счастья мы не можем мыслить объективно: это сугубо эмпирическое понятие, связанное с деятельностью способности суждения и чувства удовольствия и неудовольствия, априорным принципом которого является понятие целесообразности.
Отношение прагматического и морального поступка, однако, вновь воспроизводится в “Критике практического разума “там, где Кант обсуждает антиномию практического разума как антиномию “долга“ и “счастья44.1 Вместе с тем чистый разум как практическая способность, т.е.
такая способность, которую мы мыслим как
“свободное применение нашей каузальности посредством идей, или чистых понятий разума” содержит в моральном законе регулятивный принцип наших поступков.
Поскольку это есть принцип свободного применения каузальности, то тем самым этот же принцип есть и принцип конституирования понятия объекта.
Этот конститутивный принцип есть субъективно конститутивный: относительно него нельзя предполагать независимого от нашей деятельности его существования, мы не можем предполагать его явления ни в каком чувственном опыте.
В
“Основах метафизики нравственности99 1 Кант И.
Критика практического разума/ / Соч.: В 6т.
М., 1966.
Т.5.
С.
445
[стр. 38]

свободного существа, и осуществляет дедукцию категорического императива из принципа автономии воли.
Автономия есть такое свойство воли, благодаря которому воля сама для себя есть закон, независимо от свойств объектов воления.
Этот принцип дает понятие
«безусловно доброй воли« и формулу категорического императива.
Чистый разум как практическая способность, т.е.
такая способность, которую мы мыслим как
«свободное применение нашей каузальности посредством идей, или чистых понятий разума» содержит в моральном законе регулятивный принцип наших поступков.
Поскольку это есть принцип свободного применения каузальности, то тем самым этот же принцип есть и принцип конституирования понятия объекта.
Этот конститутивный принцип есть субъективно конститутивный: относительно него нельзя предполагать независимого от нашей деятельности его существования, мы не можем предполагать его явления ни в каком чувственном опыте.
В
«Основах метафизики нравственности» Кант описывает этот объект как такой объект, который только разум может мыслить, он есть подлежащий определению идеал разума «возможное царство целей как царство природы.
Эта мораль как практическая идея для того, чтобы реализовать то, что не есть, но может стать благодаря нашей деятельности, и притом сообразно именно с этой идеей...» в то время как телеология рассматривает «природу как царство целей и есть теоретическая идея для объяснения того, что есть»1.
Этот объект должен через наши поступки согласно моральному закону стать действительным именно поэтому указанный принцип есть принцип конститутивный.
Ориентируясь на благо как конечную цель деятельности, разум реализует нравственный закон закон автономной воли, закон свободы.
Его объект может мыслиться только разумом и не может быть предметом опыта.
Основу обязательности закона надо искать не в природе человека и не в тех обстоятельст-Ч 1Кант И.
Указ.
соч.
Т.
4.
Ч.
1.
С.
278-279.

[Back]