Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 57]

шении ее мы далеко расходимся с ним...”1 Применение схематики Канта к формам философии права Нового Времени позволяет распознать в традиционных метафизических посылках этих форм, элементы становления трансцендентального принципа.
Именно такого рода си-' туацию мы имели в связи с моральной философией Локка.
Значение схематики Канта, заданной им в области права, а также его
трансцендентальной методологии в целом, состоит в том, что она может быть использована в качестве
метода анализа понятия “закон природы” в его соотношении с понятием “правовой закон” и “моральный закон”, выделенных в теории естественного права.
Современные западные исследователи обнаруживают глубокую преемственную связь этих понятий трансцендентальной критики Канта с правовой проблематикой Нового Времени, а также со средневековым понятием
“естественного закона”, сформулированным Фомой Аквинским.
При этом обращается внимание на то, что именно кантовская методология позволяет наиболее глубоко проникнуть в смысл этих понятий и придать им категориальную четкость.2Одновременно
отмечая наличие априорной проблематики, например, в эпистемологии Локка, Кант пошел дальше классиков теории естественного права, причем именно в центральном для их учения пункте.
Если представители теории естественного права эпохи Нового времени исходили из метафизически трактуемого ими вечного
“естественного закона”, в неизменном виде пребывающего в первоосновах бытия по воле Бога, то Кант выводит сущность права из основных принципов личностной субъективности, к которым относятся принципы априорности синтеза в понятии и спонтанности свободной воли человека.
Поэтому кантовская теория права выходит за пределы точки зрения
“естественного права” Нового времени, хотя и органично с ней связана.
Учение Канта о правовом и моральном законе находит свою
конкретиза1 Кант И.
Критика чистого разума // Соч.: В 6 т.
М., 1964.
Т.
3.
С.174.
2 Foster М.
В.
The Christian Doctrine of Creation and the Rise of Modem Natural Science, -Mind, № XLIII, 1934.
Rogers G.A.
J.
Lock, Newton and the Cambridge Platonists on Innate Ideas, -Journal of the History of Ideas.
Philadelphia.
Vol.40.
1979, P.191-206.; Rogers G.A.
J.
Locke, Low and the Laws of Nature,-in: Symposium Wolfenbuttel: John Locke, -Berlin, New
York,1980.
P.
146-162; Yolton.S.W.
John Locke andthe way of Ideas.
Oxford Univ.
Press, 1956.
P.
235.
3 Lamprecht S.P.
The moral and political philosophy of John Locke.
New-York Univ.
1918.
P.169.;
Melton J.R.
John Locke and the nominalist tradition in: Symposium Wolfenbuttel: John Locke.
Berlin, New-York.
1980.
P.

128-145.
57
[стр. 15]

язык современной им юридической науки.
Это относится, прежде всего, к положениям естественного права.
Значение схематики Канта, заданной им в области права, а также его трансцендентальной методологии в целом
для русской философии права состояло в том, что она была использована в качестве средства анализа понятия «закон природы» в его соотношении с понятием «правовой закон» и «моральный закон», выделенных в теории естественного права.
Кантовская методология позволяла наиболее глубоко проникнуть в смысл этих понятий и придать им категориальную четкость.
Учение Канта о свободе личности и методология ее экспликации способствовало преодолению объективизма в трактовке права, которое было характерно для русского правоведения второй половины XIX века, тем самым устанавливалось равновесие в трактовке личностного и общественного начала в праве.
Использование теории Каша позволило примирить в научном синтезе две крайности, господствовавшие в русской юридической науке, суть которых I можно выразить двумя противоположными положениями: личность как самоцель, как носитель абсолютных ценностей не может быть превращена в средство для внешнего благополучия общества; но, с другой стороны, свобода личности это вовсе не произвол, а подчинение категорическому императиву автономной воли, одинаковому для всех.
Развиваемый Фихте в наукоучении, хотя и на субъективистской основе, диалектический метод познания находит достаточно полное применение в теории права, государства, личности.
При этом он достигает значительных результатов в вопросе обоснования исходного пункта правового знания, в исследоч .
вании роли личности в конституировании системы права, разрабатывает теорию интерсубъективности.
Но поскольку учение Фихте, как в его первоначальном варианте, так и на втором этапе своей разработки продолжало нести черты субъективизма, это не могло не сказаться на общем характере теории права.
В

[стр.,42]

В понятии закона Кант выражает идею свободной причинности ноуменального бытия по отношению к феноменальному.
Эта идея применима в сфере деятельности практического разума, т.е.
в сфере моральных и правовых отношений личности.
Дело в том, что именно здесь человек, принадлежащий двум мирам ноуменальному и феноменальному,в силу своей «свободной каузальности посредством идей» сам может дать бытие тому, что не есть, но может стать в нашей деятельности, и именно как сообразное с этими идеями.
В предшествующей истории идей мы можем обнаружить подобную форму логического умозаключения, а именно: в средневековой традиции естественного права, в рационалистическом учении о постигаемости природы сотворенного (Фома Аквинский)1.
Согласно этому учению, идеи в постигающем человеческом разуме в формах этих идей, понятий, категорий разум схватывает связи мира те же самые идеи, которые наличны в творящем разуме Бога.
Будучи трансцендентные по отношению к сотворенному миру, они вместе с тем есть его основание и причина.
Новое Время ставит под вопрос совпадение идей в человеческом разуме и идей в разуме Бога, подвергая тем самым сомнению лежащую в основе средневекового мышления аристотелевскую логику.
Кант в «Критике чистого разума» вполне четко определяет свое отношение к Аристотелю: « ....
наша задача в своей основе вполне совпадает с его задачей, хотя в решении ее мы далеко расходимся с ним...» .
Применение схематики Канта к формам философии права Нового Времени позволяет распознать в традиционных метафизических посылках этих форм, элементы становления трансцендентального принципа.
Именно такого рода ситуацию мы имели в связи с моральной философией Локка.
Значение схематики Канта, заданной им в области права, а также его
транс1Подробнее см.: История философии права / Отв.
ред.: Сальников В.П., Альбов А.П., Масленников Д.В.
СПб., 1998.
С.
72-77.
2Кант И.
Указ.
соч.
Т.
3.
С.
174.
42

[стр.,43]

цендентальной методологии в целом, состоит в том, что она может быть использована в качестве средства анализа понятия «закон природы» в его соотношении с понятием «правовой закон» и «моральный закон», выделенных в теории естественного права.
Современные западные исследователи обнаруживают глубокую преемственную связь этих понятий трансцендентальной критики Канта с правовой проблематикой Нового Времени, а также со средневековым понятием
«естественного закона», сформулированным Фомой Аквинским.
При этом обращается внимание на то, что именно кантовская методология позволяет наиболее глубоко проникнуть в смысл этих понятий и придатьI им категориальную
четкость1.
Одновременно, отмечая наличие априорной проблематики, например, в эпистемологии Локка, Кант пошел дальше классиков теории естественного права, причем именно в центральном для их учения пункте.
Если представители теории естественного права эпохи Нового времени исходили из метафизически трактуемого ими вечного
«естественного закона», в неизменном виде пребывающего в первоосновах бытия по воле Бога, то Кант выводит сущность права из основных принципов личностной субъективности, к которым относятся принципы априорности синтеза в понятии и спонтанности свободной воли человека.
Поэтому кантовская теория права выходит за пределы точки зрения
«естественного права» Нового времени, хотя и органично с ней связана.
Учение Канта о правовом и моральном законе находит свою
конкретизацию 1Foster М.В.
The Christian Doctrine of Creation and the Rise of Modem Natural Science // Mind.
№ XLIII.
1934; Rogers G.A.J.
Locke, Newton and the Cambridge Platonists on Innate Ideas // Journal of the History of Ideas.
Philadelphia, vol.40.
1979.
P.191-206; Rogers G.A.J Locke,Low and the Laws of Nature // Symposium Wolfenbuttel: John Locke.
Berlin, New-York.

1980.
P.146162;
Yolton S.W.
Sohn Locke and the way of Ideas // Oxford Univ.
Press.
1956.
P.235.
Lamprecht S.P.
The moral and political philosophy of John Locke.
New-York Univ.
1918.
P.169;
a , Melton J.R.
John Locke and the nominalist tradition // Symposium Wolfenbuttel: John Locke.
Berlin, New-York.
1980.
P.
128-145.

[Back]