Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 59]

59 “ ' а д Обращаясь к анализу понятия справедливости, Кант считал, однако, его, как и понятие крайней необходимости двусмысленными, так как здесь происходит смешение двух понятии права, а именно: права с точки зрения разума и права с точки зрения суда.
Поэтому может получиться так, что, кто считает себя правым с полным основанием с точки зрения разума, не сможет найти достаточных оснований для защиты своих требований перед судом.
Хотя Кант и не приводит соображений, каким образом следует выйти из того трудного положения, в котором оказалась теория права при решении данных вопросов, но его соображения все же представляют большой интерес и в настоящее время.
Кант очень метко указал уязвимые места так называемого догматического учения о праве, которое считает правом только то, что установлено законодателем, и потому не в состоянии решить вопроса, как поступать в случае пробелов в законодательстве.
Кант полагает, что совокупность всех юридических обязанностей можно свести к трем формулам римского юриста Ульпиана: честно жить, не вредить другим, каждому воздавать свое (honeste vivere, alteri non laedere, suum cuique distribuere).
Первая формула истолковывается Кантом на основе второго положения его категорического императива, в котором провозглашается идея достоинства человеческой личности.
Кант передает эту формулу в следующем виде:
“будь справедлив” (Sei ein rechtlicher Mensch).
Это означает, по его толкованию, чтобы каждый имел в виду достоинство своей личности и видел в другом лице не только средство, но и цель.
Вторую формулу Кант передает во фразе:
“не причиняй никому неправомерных действий” (Tue niemandem Unrechi).
Третья формула Ульпиана подвергается Кантом толкованию, которое изменяет ее прямой смысл.
По Ульпиану, формула
“каждому воздавать свое” означает, что этот “каждый” получает причитающееся ему “воздаяние44соответственно своему положению в обществе.
Кант считает, что здесь речь идет только о защите каждым своих
прав и дает свое толкование этой формулы: вступай в общение с другим (если этого нельзя избежать), в котором каждый сохраняет свое.
При всей оригинальности толкования формулы Ульпиана и необоснован
[стр. 45]

гражданами.
Обращаясь к анализу понятия справедливости, Кант считал, однако, его, как и понятие крайней необходимости двусмысленными, так как здесь происходит смешение двух
понятий права, а именно: права с точки зрения разума и права с точки зрения суда.
Поэтому может получиться так, что, кто считает себя правым с полным основанием с точки зрения разума, не сможет найти достаточных оснований для защиты своих требований перед судом.
Хотя Кант и не приводит соображений, каким образом следует выйти из того трудного положения, в котором оказалась теория права при решении данных вопросов, но его соображения все же представляют большой интерес и в настоящее время.
Кант очень метко указал уязвимые места так называемого догматического учения о праве, которое считает правом только то, что установлено законодателем, и потому не в состоянии решить вопроса, как поступать в случае пробелов в законодательстве.
Кант полагает, что совокупность всех юридических обязанностей можно свести к трем формулам римского юриста Ульпиана: честно жить, не вредить другим, каждому воздавать свое (honeste vivere, alteri non laedere, suum cuique distribuere).
Первая формула истолковывается Кантом на основе второго положения его категорического императива, в котором провозглашается идея достоинства человеческой личности.
Кант передает эту формулу в следующем виде:
«будь справедлив» (Sei ein rechtlicher Mensch).
Это означает, по его толкованию, чтобы каждый имел в виду достоинство своей личности и видел в другом лице не только средство, но и цель.
Вторую формулу Кант передает во фразе:
«не причиняй никому неправомерных действий».
Третья формула Ульпиана подвергается Кантом толкованию, которое изменяет ее прямой смысл.
По Ульпиану, формула
«каждому воздавать свое» означает, что этот «каждый» получает причитающееся ему «воздаяние« соответственно своему положению в обществе.
Кант считает, что здесь речь идет только о защите каждым своих
45

[Back]