Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 60]

60 I T УТ* * ности самой классификации правовых обязанностей, которые к тому же не различаются здесь от моральных, все же надо подчеркнуть, что и в данном случае Кант кладет в основу своих суждений о праве прогрессивную идею свободы и достоинства человеческой личности.
Кант настаивает на противоположности нравственного закона и чувственной природы человека, имеющей принципиальное значение для его учение о праве, личности и государстве.
Вместе с тем он подчеркивает, что эта противоположность не может существовать без единства, которое осуществляется моралью.
Поэтому практический разум требует единства противоположностей необходимости и свободы, чувственной природы и разумной воли.
Это единство Кант называет добром, высшим благом, в котором природа соответствует разумной воле, а счастье добродетели.
В связи с этим Кант выдвигает постулат бытия Бога, который требуется практическим разумом для осуществления гармонии противоположностей в бесконечном прогрессе.1Очевидно, что именно этот поворот мысли Канта сделал его теорию и методологию анализа проблем права и нравственности весьма привлекательными для русских религиозно ориентированных правоведов России.

Намеченный кантовской методологией ход мысли, начинающий с выяснения природы воли, метафизических основ понятия свободы, и переходящий к особенным правовым определениям, получает более глубокое обоснование и развитие у Фихте, Шеллинга и Гегеля.

“Иные полагают, что система относится только к изложению, но она принадлежит и объекту познания, и мышлению...
Иные полагают, что создают системы, но у них возникают лишь агрегаты.
Для последних нужна лишь манера; система требует метода...
Исторические знания можно приобрести без системы, до известной степени также и математические, но философские без системы никогда.
Контур целого должен предшествовать частям”.2Эта,
затерявшаяся в кантовских черновиках, мысль получила достойное развитие в учении Фихте, 1Кант И.
Критика практического разума // Соч.: В 6 т.
М., 1965.
Т.
4.
Ч.
1.
С.
457-466 2 Кант И.
Трактаты и письма // Соч.: В 6.
М., 1966.
Т.6.
4.2.
С.
5.
[стр. 46]

прав и дает свое толкование этой формулы: « Вступай в общение с другим (если этого нельзя избежать), в котором каждый сохраняет свое».
* Кант настаивает на противоположности нравственного закона и чувственной природы человека, имеющей принципиальное значение для его учение о праве, личности и государстве.
Вместе с тем он подчеркивает, что эта противоположность не может существовать без единства, которое осуществляется моралью.
Поэтому практический разум требует единства противоположностей необходимости и свободы, чувственной природы и разумной воли.
Это единство Кант называет добром, высшим благом, в котором природа соответствует разумной воле, а счастье добродетели.
В связи с этим Кант выдвигает постулат бытия Бога, который требуется практическим разумом для осуществления гармонии противоположностей в бесконечном прогрессе1.
Очевидно, что именно этот поворот мысли Канта сделал его теорию и методологию анализа проблем1 права и нравственности весьма привлекательными для русских религиозно ориентированных правоведов России
разных поколений.
Так, К.А.Неволин в своей «Энциклопедии законоведения» (1838 г.) рассматривал правовое общение между людьми в качестве необходимого последствия «совершенного раскрытия жизни Божественной между людьми»2.
Б.Н.Чичерин в 1879 году писал: «Убеждение в существовании божественного Разума открывает перед человеком новую область нравственных отношений»3.
В еще более кантианском духе писал в начале нашего столетия П.И.Новгородцев: «Поскольку Закон Божий, закон любви, есть высшая норма для всех жизненных отношений, право и государство должны черпать свой дух из этой высшей заповеди.
Не раскол между правом, с одной стороны, и нравственностью, с другой, как то провозгласила новая философия права, а новая, непосредственная 1Кант И.
Указ.
соч.
Т.4.
4.1.
С.457-466.
Неволин К.А.
Энциклопедия законоведения.
Киев, 1838.
С.
28-29.
3Чичерин Б.Н.
Наука и религия.
М., 1879.
С.
135.


[стр.,47]

связность права и нравственности и подчинение их более высокому религиозному закону образуют правовую норму социальной жизни» .
Намеченный кантовской методологией ход мысли, начинающий с выяснения природы воли, метафизических основ понятия свободы, и переходящий к особенным правовым определениям, получает более глубокое обоснование и развитие у Фихте, Шеллинга и Гегеля.

«Иные полагают, что система относится только к изложению, но она принадлежит и объекту познания, и мышлению...
Иные полагают, что создают системы, но у них возникают лишь агрегаты.
Для последних нужна лишь манера; система требует метода...
Исторические знания можно приобрести без системы, до известной степени также и математические, но философские без системы никогда.
Контур целого должен предшествовать частям» .

Эта, затерявшаяся в кантовских черновиках, мысль получила достойное развитие в учении Фихте, который в еще более радикальной форме поставил проблему философии права как науки и задачу систематического развития ее предмета.
Постановка этой задачи впервые за всю историю философии и попытка ее разрешения составляют непреходящую заслугу наукоучения Фихте, принципы которого были положены им в основу разработки научного взгляда на природу права и государства.
§ 2.Фихтевское понятие свободы как сути наукоучения и как основания теории права Дальнейшее развитие трансцендентальной методологии, основы которой были заложены Кантом, осуществил И.Г.Фихте.
В его учении трансцендентальный метод систематически применяется к учению о личности, праве и го1Новгородцев П.И.
Сочинения.
М., 1995.
С.
372.
2Кант И.
Трактаты и письма.
М., 1980.
С.5.

[Back]