Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 65]

идея есть для самого абсолютного “Я”, которое философ наблюдает.
“Я” как идея, есть разумное существо, поскольку оно совершенным образом изложило всеобщий разум, отчасти, в себе самом, и является, следовательно, абсолютно разумным, отчасти, поскольку оно реализовало разум также вне себя, в мире.
Таков в целом замысел Фихте.
Содержательно мы остановимся лишь на
проблемах разработки им на основе принципа трансцендентализма теории естественного права в ее отношении к проблемам морали.
Теоретический разум или интеллект присутствует тогда, когда
“не-Я” определяет “Я”.
Практический разум или воля, наоборот, заключаются в том, что
“Я” определяет “не-Я”.
Согласно Фихте есть не два, как у Канта, а один единый разум, который в себе самом есть нечто всеобщее и абсолютное.
Однако процесс достижения тождества
“Я” и “не-Я”, мышления и предмета, как в форме воли уходит в бесконечность.
Идею, устанавливаемую в практической части
“Наукоучения”, мы, по Фихте, не можем определить, но “должны приближаться к этой идее в бесконечности”.
С одной стороны, Фихте раскрывает этим загадку всей опытной науки, которая, зная сознание всегда лишь как нечто особенное и внешнее для предмета, никогда не приходит к тождеству сознания и предмета, а следовательно, никогда не достигает его истинного познания.
Не постигает она и основания отношения сознания к предметности.
С другой стороны, этот вывод разрушает всякую надежду на построение системы и первоначальные планы мыслителя оказываются нереализованными.
Ни интеллект, ни волю в конечном итоге нельзя объяснить без предположения толчка или иной внешней силы.
Выставив единый, всеобщий принцип философии, и, предприняв впервые в
истории человеческой мысли попытку выведения из него категорий, Фихте заканчивает дуализм абсолютного “Я” и толчка, неопределяемого бесконечного начала.
Постигнув абсолют только как субъективное единство субъекта и объекта, он оставил вне рассмотрения процесс природы, а вместе с этим и
возможность выхода к определению высшего единства универсума в его всеобщей форме.
Отказав формальной логике в праве выражать философскую истину,
65
[стр. 51]

+ наоборот.
Ни о каком бытии до, вне и независимо от сознания, согласно Фихте, не может и быть и речи.
«Все есть только в "Я" и для "Я" .
Следует заметить, что деятельная природа самосознания, с которой имеет дело Фихте, не выдумка или причуда философа, а представляет собой высшее обнаружение единства природы и духа, которое пришло к знанию себя в чистой и всеобщей форме.
Для нас существенным является замечание философа, где он обращает внимание на конкретность природы «Я».
Не следует смешивать, по мысли Фихте, «Я» как интеллектуальное созерцание, из которого исходит «Наукоучение», и "Я", как идею, которой оно должно заканчиваться.
«Я» в первом случае" I есть только для философа, и благодаря тому, что оно постигается таким образом, сознание возвышается до философской точки зрения.
«Я« как идея есть для самого абсолютного «Я«, которое философ наблюдает.
«Я" как идея есть разумное существо, поскольку оно совершенным образом изложило всеобщий разум, отчасти, в себе самом, и является следовательно абсолютно разумным..., отчасти, поскольку оно реализовало разум также вне себя, в мире...» .
Таков в целом замысел Фихте.
Содержательно мы остановимся лишь на
трех моментах его принципа и разработке им естественного права на основе этого принципа.
Первым моментом, выражающим абсолютное, является основоположение: "Я" полагает "Я", "Я=Я".
"Полагание "Я" благодаря себе самому есть чистая деятельность"3.
Оно является действующим и одновременно продуктом деятельности.
Известное определение спинозовской субстанции как Causa sui (причины самой себя) приобретает у Фихте следующее выражение: «То, чье бытие состоит только в том, что оно полагает себя самого, как существующее, 51 1Ibid.
S.
59.
2Fichte I.G.
Gesammelte werke: In 11 Bd.
Bd.
1.
Berlin,1974.
S.
616.
3Ibid.
S.
96.


[стр.,52]

есть "Я", как абсолютный субъект»1.
Быть значит полагать себя самого.
"Я есть то, в качестве чего себя полагает, а оно полагается как то, что оно есть' .
Второе основоположение гласит: "Я просто противополагает не-Я".
Если первый момент, согласно Фихте, является безусловным по форме и содержанию, то второй обусловлен по содержанию, ибо его нет без первого момента.
Формулировка третьего основоположения: "Я противополагает в Я делимому Я делимое не Я".
Вместе с этим моментом мы, согласно Фихте, вступаем в сферу обусловленного, конечного отношения.
Поделив таким образом всю сферу реальности, Фихте пытается предотвратить взаимное снятие Я и не-Я.
Первые два момента принципа еще не дают различие сознания и самосознания.
Вместе с третьем моментом открывается сфера особенного отношения: теореч тического и практического, в которых сознание и предмет взаимно обуславливают друг друга.
Теоретический разум или интеллект присутствует тогда, когда
не-Я определяет Я.
Практический разум или воля, наоборот, заключаются в том, что
Я определяет не-Я.
Согласно Фихте есть не два, как у Канта, а один единый разум, который в себе самом есть нечто всеобщее и абсолютное.
Однако процесс достижения тождества
Я и не-Я, мышления и предмета, как в форме воли уходит в бесконечность.
Идею, устанавливаемую в практической части «
Наукоучения», мы, по Фихте, не можем определить, но «...
должны приближаться к этой идее в бесконечности»3.
Выставив единый, всеобщий принцип философии, и, предприняв впервые в
I .
истории человеческой мысли попытку выведения из него категорий, Фихте заканчивает дуализм абсолютного
Я и толчка, неопределяемого бесконечного начала.
Постигнув абсолют только как субъективное единство субъекта и объекта, он оставил вне рассмотрения процесс природы, а вместе с этим и
возмож1Ibid.
S.
96.
2Ibid.
S.
96.
3Fichte I.G.
Gesammelte werke: In 11 Bd.
Bd.
1.
Berlin, 1974.
S.
616.


[стр.,53]

ность выхода к определению высшего единства универсума в его всеобщей форме.
Отказав формальной логике в праве выражать философскую истину,
Фихте лишь наметил реформу в логике как таковой, а значит и в логической основе научной методологии1.
Это противоречие, которое имеется в «Наукоучении» в общей форме, воспроизводится и на почве особенной дисциплины естественного права, в рамках которого, по мысли Фихте, должна быть выведена и постигнута в ее необходимости политико-правовая реальность.
В целом разрабатываемая Фихте концепция естественного права, понимает под последним сферу, которая занимает промежуточное положение между природной стороной человека и его моральностью.
Право, по мысли Фихте, должно соединить необходимость природы и свободу духа.
Тем самым оно способствует порождению человеком его второй природы мира объективной свободы, где он находился бы у себя самого.
«Само государство есть естественное состояние человека и его законы не должны быть ничем иным, как реализацией естественного права» .
При разработке концепции естественного права подход Фихте к проблеме состоит в том, чтобы установить начало, которое в себе самом имело бы принцип движения, развертывало бы из себя особенные определения и одновременно в этом движении к результату обосновало бы себя как исходный пункт.
Вторая сторона такого движения выступает у Фихте как восхождение к условиям возможности того, что устанавливается в начале.
Оба процесса являют собой аналитический и синтетический моменты познания, которые Фихте стремится объединить в одном методе и тем самым решить поставленную задачу на спекулятивном уровне3.
Доказать что-либо в духе «Наукоучения»зна1Lakebrink В.
Kommentar zu Hegels "Logik".
Bd.
2.
Freiburg, Munchen, 1985.
S.
93 -114.
2Fichte I.G.
Gesammelte werke: In 11 Bd.
Bd.
3.
Berlin, 1974.
S.
149.
Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П.
Русская философия права философия 53

[Back]