Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 66]

Фихте лишь наметил реформу в логике как таковой, а значит и в логической основе научной методологии.
Это противоречие, которое имеется в
“Наукоучении” в общей форме, воспроизводится и на почве особенной дисциплины естественного права, в рамках которого, по мысли Фихте, должна быть выведена и постигнута в ее необходимости политико-правовая реальность.
В целом разрабатываемая Фихте концепция естественного права, понимает под последним сферу, которая, занимает промежуточное положение между природной стороной человека и его моральностью.
Право, по мысли Фихте, должно соединить необходимость природы и свободу духа.
Тем самым оно
способствует порождению человеком его второй природы мира объективной свободы, где он находился бы у себя самого.
Само государство есть естественное состояние человека и его законы не должны быть ничем иным, как реализацией естественного права,
как говорил немецкий мыслитель.
При разработке концепции естественного права подход Фихте к проблеме,
так же и в “Наукоучении”, состоит в том, чтобы установить начало, которое в себе самом имело бы принцип движения, развертывало бы из себя особенные определения и, одновременно, в этом движении к результату обосновало бы себя как исходный пункт.
Вторая сторона такого движения выступает у Фихте как восхождение к условиям возможности того, что устанавливается в начале.
Оба процесса являют собой аналитический и синтетический моменты познания, которые Фихте стремится объединить в одном методе и тем самым решить поставленную задачу на спекулятивном
уровне.1 Доказать что-либо в духе “ Наукоучения” значит показать, что оно необходимо принадлежит к “Я”, что оно требуется самосознанием или вытекает из его условия.
Именно такой подход Фихте называет дедукцией.
Уже отсюда видно, что философское познание права, по Фихте, не может удовлетвориться самим фактом существования права, а стремится вывести последнее из его же
66 1Альбов А.П.
и др.
Русская философия права философия бытия, веры и нравственности // Русская философия права: философия веры и нравственности.
СПб., 1997.
С.
15.
[стр. 53]

ность выхода к определению высшего единства универсума в его всеобщей форме.
Отказав формальной логике в праве выражать философскую истину, Фихте лишь наметил реформу в логике как таковой, а значит и в логической основе научной методологии1.
Это противоречие, которое имеется в
«Наукоучении» в общей форме, воспроизводится и на почве особенной дисциплины естественного права, в рамках которого, по мысли Фихте, должна быть выведена и постигнута в ее необходимости политико-правовая реальность.
В целом разрабатываемая Фихте концепция естественного права, понимает под последним сферу, которая занимает промежуточное положение между природной стороной человека и его моральностью.
Право, по мысли Фихте, должно соединить необходимость природы и свободу духа.
Тем самым оно способствует порождению человеком его второй природы мира объективной свободы, где он находился бы у себя самого.
«Само государство есть естественное состояние человека и его законы не должны быть ничем иным, как реализацией естественного права» .
При разработке концепции естественного права подход Фихте к проблеме
состоит в том, чтобы установить начало, которое в себе самом имело бы принцип движения, развертывало бы из себя особенные определения и одновременно в этом движении к результату обосновало бы себя как исходный пункт.
Вторая сторона такого движения выступает у Фихте как восхождение к условиям возможности того, что устанавливается в начале.
Оба процесса являют собой аналитический и синтетический моменты познания, которые Фихте стремится объединить в одном методе и тем самым решить поставленную задачу на спекулятивном
уровне3.
Доказать что-либо в духе «Наукоучения»зна1Lakebrink В.
Kommentar zu Hegels "Logik".
Bd.
2.
Freiburg, Munchen, 1985.
S.
93 -114.
2Fichte I.G.
Gesammelte werke: In 11 Bd.
Bd.
3.
Berlin, 1974.
S.
149.
Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П.
Русская философия права философия 53

[стр.,54]

чит показать, что оно необходимо принадлежит к "Я", что оно требуется самосознанием или вытекает из его условия.
Именно такой подход Фихте называет дедукцией.
Уже отсюда видно, что философское познание права, по Фихте, не может удовлетвориться самим фактом существования права, а стремится вывести последнее из его же
внутреннего основания.
Таковым для Фихте всегда выступает свобода.
Этот, в целом глубоко научный подход, в силу односторонности самого фихтевского принципа сталкивается с теми же трудностями, что и реализация принципа.
Поскольку «Наукоучение» оказалось незавершенным, то отсутствует и действительный переход от принципа и его реализации в практическом отношении к реальности права.
Поэтому Фихте вынужден начать со свободы.
Свобода рассматривается им с самого начала как деятельность самоопределения отдельного индивида.
Ступени дедуктивного движения в процессе анализа основ самоопределения личности как предпосылки права обнаруживают ту же логику, что и отношение трех моментов всеобщего принципа "Наукоучения”.
Первый момент самополагание личности как конечного разумного существа «...
в деятельности самоопределения...»1.
Второй момент заключается в полагании объекта вообще, чувственного мира вне себя2.
Поскольку «...
свобода для лиц возможна лишь при условии, что все их действия включаются в известные границы, и мир, как сфера их свободы, одновременно, делился бы между ними...» .
Третьим моментом, согласно Фихте, является отношение их взаимного ограничения и обусловленности.
Это в свою очередь влечет за собой необходимость признания и бытия, веры и нравственности // Русская философия права: философия веры и нравственности.
СПб., 1997.
С.15.

1Fichte I.G.
Gesammelte werke: In 11 Bd.
Bd.
3.
Berlin, 1974.
S.
17.


[стр.,322]

Согласно учению И.Г.Фихте, «чистое понятие» права, выведенное из общих принципов философии, в основном соответствует понятию естественного права.
При этом оно вполне соответствует кантовскому пониманию: «Каждый член общества так должен ограничивать свою собственную внешнюю свободу благодаря внутренней, чтобы все другие рядом с ним могли быть также внешне свободными».
В свою очередь, система реального, позитивного, права должна1 быть выведена из принципов естественного права, являющихся всеобщим основанием для отдельных политических и политико-правовых наук.
Естественное право Фихте понимает как промежуточное звено между природной стороной человека и его моральностью.
Право, по мысли Фихте, должно соединить необходимость природы и свободу духа.
Тем самым оно
способствовало бы порождению человеком его второй природы мира объективной свободы, где он находился бы у самого себя.
Не стихийная природа соответствует естественному состоянию человека, а «вторая природа» созданный человеком мир правовых отношений.
Само государство, по мысли Фихте, есть естественное состояние человека и его законы не должны быть ничем иным, как реализацией естественного права.
Здесь сопрягаются идея права и идея справедливости, норма нравственная и норма юридическая.
По Фихте, не существует естественного права и естественного состояния как чего-то заложенного от природы, но существует идея права, идея справедливости, раскрывающая смысл положительного права.
Главное значение в философии права Шеллинга также имеет понятие свободы.
Решая вопрос о соотношении свободы и закономерности, Шеллинг указывает на Абсолют — высшее тождество субъекта и объекта — которое ле-* жит как в основании закономерности, так и в основании свободы.
В шеллинговском исследовании соотношения индивидуальной и всеобщей воли в сфере права важную роль играет понятие морали, которая, по Шеллингу, составляет «материю» всеобщей воли.
Мораль и право регулируют индиви322

[Back]