Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 69]

работкой философии истории, понятий права, нравственности, государства.1 В понятии права ранний Фихте находил мощную объясняющую силу: в политико-правовой части наукоучения оно выступало главным синтезирующим основанием.2Однако, занявшись непосредственно национальной проблематикой и столкнувшись здесь с комплексом нерешенных вопросов, Фихте был вынужден искать новое основание синтеза: идея исторически возникающей индивидуальности народа не укладывалась в рамки права.
Такое основание Фихте нашел в понятии
“интеллигибельного мира” как высшего духовного синтеза.
Впервые эту идею Фихте намечает в разрабатываемом учении о нравственности, когда говорит об
“общине святых” как образе абсолютного “Я”.
“Первое состояние и в то же время корень моей индивидуальности определяется не через мою свободу, но посредством моей связи с другим разумным существом”.3Следует также обратить внимание на еще один важный момент в исходном пункте фихтевского учения о праве.
А именно: в
его проекте трансцендентальной методологии права важную методологическую и смысловую функцию несет понятие интенционального препятствия, используемого Фихте как при построении философии права и морали, так и при разработке философии истории.
Лишь человеческие отношения, неоднократно повторял Фихте в
“Речах к немецкой нации, делают людей людьми”.4Именно интенциональный толчок, интенциональное препятствие, “призыв” к личности извне побуждает ее к нравственному самоопределению.
Но этот толчок носит не только чувственный, сколько сверхчувственный характер.
Люди должны любить друг друга, как любил Христос и эта его заповедь, звучала в то же время как требование абсолютного разума, не может быть выведена из каузального ряда событий, 1Мотрошилова H.B.
Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности // История философии: Запад Россия Восток:
В 2 кн.
М., 1996.
Кн.
2.
С.
420-421.
2Wagner F.
Der Gedanke der Personlichkeit Gottes bei Fichte und Hegel.
Gutersloh, 1971.
S.

146-147.
3 Schrader W.H.
Nation, Weltburgertum und Syntesis der Geisterweit // Fichte Studien: Beitr.
zur Geschichte u.
Systematik der
Traszendentalphilosophie.
Amsterdam, 1990.
Bd.

l.S .
30.
4FichteJ.G.
Reden an die deutschen Nation.
Mit einer Einleitung von HermannSchneider Stuttgart, 1944.

См.
также .Lauth R.
Transzendentale Basis,Materialismus u.Religion // Fichte Studien: Beitr.
zur Geschichte u.
Systematik der
Transendentalphilosophie.
Amsterdam, 1990.
Bd.
1.
S.
141.

69
[стр. 60]

ствования фихтевской философии все более выступавшая на первый план (в особенности в связи с отменой крепостного права и с наполеоновским завоеванием Германии) проблема свободы приобретает конкретно-исторический вид и становится для мыслителя проблемой социального и политического освобождения народов и стран Европы, Германии по преимуществу.
Философ живо откликается на процессы самой истории.
Но философско-исторические, социально-политические аспекты наукоучения были разработаны слишком слабо и абстрактно, чтобы стать основой осмысления исторического развития.
Учение о свободе у позднего Фихте все теснее объединяется с новой разработкой философии истории, понятий права, нравственности, государства»1.
В понятии права ранний Фихте находил мощную объясняющую силу: в политико-правовой части наукоучения оно выступало главным синтезирующим основанием2.
Однако, занявшись непосредственно национальной проблематикой и столкнувшись здесь с комплексом нерешенных вопросов, Фихте был вынужден искать новое основание синтеза: идея исторически возникающей индивидуальности народа не укладывалась в рамки права.
Такое основание Фихте нашел в понятии
«интеллигибельного мира» как высшего духовного синтеза.
Впервые эту идею Фихте намечает в разрабатываемом учении о нравственности, когда говорит об
«общине святых» как образе абсолютного «Я».
«...
Первое состояние и в то же время корень моей индивидуальности определяется не через мою свободу, но посредством моей связи с другим разумным существом» .
Следует также обратить внимание на еще один важный момент в исходМотрошилова Н.В.
Иоган Готлиб Фихте.
Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности // История философии: Запад Россия Восток.

Кн.
вторая: Философия XV-XIX вв.
М., 1996.
С.420-421.
2Wagner F.
Der Gedanke der Personlichkeit Gottes bei Fichte und Hegel.
Gutersloh, 1971.
S.

Мб147.
* Schrader W.H.
Nation, Weltburgertum und Syntesis der Geisterwelt // Fichte Studien: Beitr.
zur Geschichte u.
Systematik der
Traszendentalphilosophie.Amsterdam, 1990.
Bd.

1.
S.
30.


[стр.,61]

ном пункте фихтевского учения о праве.
А именно: в
фихтевском проекте трансцендентальной методологии права важную методологическую и смысловую функцию несет понятие интенционального препятствия, используемого Фихте как при построении философии права и морали, так и при разработке философии истории.
Лишь человеческие отношения, неоднократно повторял Фихте в
«Речах к немецкой нации, делают людей людьми...»1.
Именно интенциональный толчок, интенциональное препятствие, «призыв» к личности извнеS побуждает ее к нравственно-правовому самоопределению.
«Вы должны любить друг друга, как я вас любил», эта заповедь Христа звучала в то же время как требование абсолютного разума, не может быть выведена из каузального ряда событий, объяснена биологической эволюцией материи.
Между тем именно этот принцип организует и направляет, по Фихте, практическую деятельность разума, создающего в дополнение к материальной «духовную природу» культуру, право, обычаи, государственные и общественные институты.I В исходном для теории права принципе интерсубъективного взаимопризнания личностей, взаимного ограничения их свободы, преодоления интенционального препятствия проявляется первоначальная тенденция «Я» к абсолютной самодеятельности, ограниченная свободой другого разумного существа.
В той мере , в какой "Я" есть не просто разумное существо, но определенное разумное существо, определенное через взаимодействие с другим "Я", в той мере моя индивидуальность принадлежит основанной на началах права общине свободных существ.
Посредством связи с другими разумными существами отдельный индивид оказывается включен в сферу разума, свободы и права.
В наукоучении «nova methodo», а также в поздних вариантах наукоучения, подготовленных под влиянием критики Шеллинга, эта схема связи «интеллеFichteJ.G.
Reden an die deutschen Nation.
Mit einer Einleitung von Hermann Schneider.
Stuttgart, 1944;
Lauth R.
Transzendentale Basis, Materialismus u.Religion // Fichte Studien: Beitr.
zur Geschichte u.
Systematik der
Transendentalphilosophie.
Amsterdam, 1990.
Bd.
1.
S.141.

61

[Back]