Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 74]

индивидуальность.
Следовательно, индивидуум, по Фихте, есть категория правовая, а не природная.
Создавая таким образом понятие индивидуальности, Фихте пытается учесть ту критику, которая была высказана многими современниками по поводу
наукоучения 1794 года: в нем не было дедуцировано различие между абсолютным “Я” и “Я” индивидуальным.
Еще до написания “Философии права” Фихте в письме к Якоби объясняет свой замысел: “ Мое абсолютное “Я” явно не индивидуум: так истолковывали меня оскорбленные придворные и раздраженные философы, чтобы приписать мне постыдное учение практического эгоизма.
Индивидуум должен быть выведен из абсолютного
“Я”.
К этому наукоучению незамедлительно приступит в философии права.
С помощью дедукции можно обнаружить, что конечное существо может мыслить себя только как чувственное существо в сфере чувственных существ, на одну часть которых оно воздействует как причина, а с другой частью (на которую оно переносит понятие субъекта) оно вступает во взаимодействие, и постольку оно называется индивидуумом.
(Условия индивидуальности называются правами.)...

Коль скоро мы рассматриваем себя как индивидуумов а мы всегда так рассматриваем себя в жизни, а не в философии и поэзии, мы находимся на той же точке рефлексии, которую я называю практической (а исходящую из абсолютного “Я” спекулятивной)”.1 Концепция человека у Фихте полемически заострена против руссоизма с его постулатом о человеке, первоначально жившем вне общества.
Однако при этом у немецкого философа остается общая с Руссо договорная теория государства: исходным пунктом для обоих оказывается не целое, а отдельный индивид и его права.
Фихтевское требование полной и гарантированной справедливости, по духу своему родственное идеалам Французской революции и оборачивающееся непримиримой критикой всякого исторического государства за то, что оно не идеально, привело философа к пересмотру вопроса о природе собственности,
1 Fichtes Leben und literarischer Briefwechsel.
Hrsg.
von I.H.
Fichte.
Bd.
2.
S.
166.
[стр. 68]

ства признавать меня за разумное существо лишь постольку, поскольку я сам обращаюсь с ним как с разумным»)1, он стремится также показать, что человеческая индивидуальность представляет собой не природную, а социальнопрактическую реальность.
При этом Фихте поясняет, что такое признание каг , ждый из индивидов должен осуществлять не просто перед судом собственной совести (это сфера морали, а не права), а специфическим образом: путем слияния воедино чужого и моего сознаний, то есть путем создания общего сознания.
Это влияние как раз и конституирует правовую реальность.
Отличительный признак правовой сферы в том, что она касается не внутреннего мира человеческого "Я", его образа мыслей, умонастроения и т.д., а только внешних действий.
Право, в отличие от нравственного закона, не требует от человека доброй воли, а требует лишь поступков, соответствующих закону.
Закон же обязывает признавать свободу всех разумных существ в государстве, то есть не мешать им в их самореализации.
В результате действия каждого должны ограничиваться определенной областью, определенными объектами, на которые эти действия направлены.
Индивидуальность, таким образом, определяется через различие, благодаря которому правовые субъекты выступают как отрицательно определяющие друг друга: индивидуальность другого это то, что не есть моя индивидуальность.
Следовательно, индивидуум, по Фихте, есть категория правовая, а не природная.
Создавая таким образом понятие индивидуальности, Фихте пытается учесть ту критику, которая была высказана многими современниками по поводу
наул коучения 1794 года: в нем не было дедуцировано различие между абсолютным "Я" и "Я" индивидуальным.
Еще до написания «Философии права» 1796 года Фихте в письме к Якоби объясняет свой замысел: «Мое абсолютное "Я" явно не индивидуум: так истолковывали меня оскорбленные придворные и раздраженные философы, чтобы приписать мне постыдное учение практического 1Fichte J.
G.Werke: In 6 Bd.
Bd.
2.
S.48.


[стр.,69]

эгоизма.
Индивидуум должен быть выведен из абсолютного
"Я".
К этому наукоучению незамедлительно приступит в философии права.
С помощью дедукции можно обнаружить, что конечное существо может мыслить себя только как чувственное существо в сфере чувственных существ, на одну часть которых оно воздействует как причина, а с другой частью (на которую оно переносит понятие субъекта) оно вступает во взаимодействие, и постольку оно называется индивидуумом (условия индивидуальности называются правами)...»1.

Концепция человека у Фихте полемически заострена против руссоизма с его постулатом о человеке, первоначально жившем вне общества.
Однако при этом у немецкого философа остается общая с Руссо договорная теория государства: исходным пунктом для обоих оказывается не целое, а отдельный индивид и его права.
Фихтевское требование полной и гарантированной справедливости, по духу своему родственное идеалам Французской революции и оборачивающееся непримиримой критикой всякого исторического государства за то, что оно не идеально, привело философа к пересмотру вопроса о природе собственности,
что он делает в работе «Замкнутое торговое государство» (1800 г.) Точка зрения Фихте на проблему права и нравственности на протяжении его жизни менялась не раз.
В работах 1792-1794 годов Фихте вслед за Кантом выводил право из нравственного закона.
С 1795 по 1800 год он отделял право и, соответственно, государство как носителя правопорядка от мира нравственного, пытаясь показать не только их содержательное различие, но и разное их происхождение.
Даже в работе «Назначение человека» (1800 г.), переломной в творчестве Фихте, очевиден дуализм права и нравственности.
Правовое государство и его совершенствование составляют, согласно Фихте, цель земной жизни, которую надо отделять от высшей, нравственной жизни, так же отличающейся от низшей, земной, как моральность от легальности.
1Fichtes Leben und literarischer Briefwechsel.Hrsg.
von I.H.
Fichte.
Bd.
2.
S.166.

69

[Back]