Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 75]

что он делает в работе “Замкнутое торговое государство”.
В отличие от Локка, Юма и Канта, считавших, что государство должно охранять права и собственность индивидов, приобретенные независимо от него, Фихте предлагает иную теорию государства.
Согласно Локку, государство должно гарантировать человеку три основных, “прирожденных” его права: на жизнь, на свободу и на собственность.
Те же права признает неотъемлемыми и Фихте.
Однако он не соглашается с тем, что собственность существует независимо от государства и что оно обязано только ее охранять.
“Назначение государства, пишет Фихте, состоит прежде всего в том, чтобы дать каждому свое, ввести его во владение его собственностью, а потом уже начать ее охранять”.1 Такое расширение прав государства по отношению к индивиду обосновывается требованием равенства всех людей, которое, согласно Фихте, должно быть не только юридическим, но и экономическим.
Равенство Фихте трактует в духе Г.
Бабёфа, защитника “ уравнительного аграрного закона”, однако, пытается предложить новое философское обоснование идеи равенства, так же как и новое понимание собственности.
Основой собственности, по Фихте, должна быть не вещь, не объект, а деятельность.
“Наша теория устанавливает первую и первоначальную собственность, основу всякой другой, в исключительном праве на определенную свободную деятельность”.2 Анализируя точку зрения Фихте на проблему права и нравственности, следует иметь в виду, что на протяжении его жизни она менялась не раз.
В ра• ботах 1792 1794 годов Фихте вслед за Кантом выводил право из нравственного закона.
С 1795
и по 1800 год он отделял право и, соответственно, государство как носителя правопорядка от мира нравственного, пытаясь показать не только их содержательное различие, но и разное их происхождение.
Даже в работе
“Назначение человека”, переломной в творчестве Фихте, очевиден дуализм права и нравственности.
Правовое государство и его совершенствование составляют, согласно Фихте, цель земной жизни, которую надо отделять от
1Фихте И.Г.
Замкнутое торговое государство.
М., 1923.
С.
33.
2Там же.
С.
82.
75
[стр. 69]

эгоизма.
Индивидуум должен быть выведен из абсолютного "Я".
К этому наукоучению незамедлительно приступит в философии права.
С помощью дедукции можно обнаружить, что конечное существо может мыслить себя только как чувственное существо в сфере чувственных существ, на одну часть которых оно воздействует как причина, а с другой частью (на которую оно переносит понятие субъекта) оно вступает во взаимодействие, и постольку оно называется индивидуумом (условия индивидуальности называются правами)...»1.
Концепция человека у Фихте полемически заострена против руссоизма с его постулатом о человеке, первоначально жившем вне общества.
Однако при этом у немецкого философа остается общая с Руссо договорная теория государства: исходным пунктом для обоих оказывается не целое, а отдельный индивид и его права.
Фихтевское требование полной и гарантированной справедливости, по духу своему родственное идеалам Французской революции и оборачивающееся непримиримой критикой всякого исторического государства за то, что оно не идеально, привело философа к пересмотру вопроса о природе собственности, что он делает в работе «Замкнутое торговое государство» (1800 г.) Точка зрения Фихте на проблему права и нравственности на протяжении его жизни менялась не раз.
В работах 1792-1794 годов Фихте вслед за Кантом выводил право из нравственного закона.
С 1795
по 1800 год он отделял право и, соответственно, государство как носителя правопорядка от мира нравственного, пытаясь показать не только их содержательное различие, но и разное их происхождение.
Даже в работе
«Назначение человека» (1800 г.), переломной в творчестве Фихте, очевиден дуализм права и нравственности.
Правовое государство и его совершенствование составляют, согласно Фихте, цель земной жизни, которую надо отделять от
высшей, нравственной жизни, так же отличающейся от низшей, земной, как моральность от легальности.
1Fichtes Leben und literarischer Briefwechsel.Hrsg.
von I.H.
Fichte.
Bd.
2.
S.166.
69

[Back]