Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 77]

77 вателями-французами; поэтому Фихте не мог не обратиться против этого принципа.) Тем самым, в сущности, отвергнуты и правовые принципы либерального государства, что особенно ясно видно в последующих сочинения Фихте.
Так, в работе
изначального царству разума” Фихте противопоставляет идеальное государство ложному представлению о задачах и назначении государства, распространенному в его время.
Согласно этому представлению, государство необходимо для того, чтобы сохранить существование людей и их собственность как средство к существованию.
Такое представление возникает от того, говорит Фихте, что земная жизнь людей становится высшей целью, а общественный союз, каким является государство, превращается в средство.

Между тем на самом деле высшей целью человека является не сохранение живои жизни, а достижение ее нравственнорелигиозного смысла осуществление в себе образа Божия.
Только этим оправдывается существование государства: оно должно гарантировать свободу осуществления этой высшей цели человеческого рода.1 В
“Замкнутом торговом государстве” Фихте отверг принцип либеральной теории государства ради равенства всех граждан в отношении собственности; теперь он подверг критике сам принцип, согласно которому цель государства в сохранении жизни и собственности граждан.
Тем самым между правом и нравственностью снимается прежний водораздел, и государство, в сущности, превращается в средство к достижению религиозного спасения граждан, то есть получает функцию, раньше принадлежавшую церкви.
Юридическое начало подчиняется нравственному.
Как пишет по этому поводу Б.
Чичерин, право у Фихте является не более чем подготовительной ступенью к нравственности, ее предварительным условием.
Право
“нужно только как искусственное учреждение, пока в обществе не водворился еще нравственный порядок.
Здесь
свобода одного лица может прийти в столкновение со свободой других; следовательно, необходимо определение принадлежащей каждому сферы деятельности.
Там же, где нравственное начало сделалось господствующим, область свободы
каж1 Fichte J.G.
Die Principien der Gottes Sitten und Rechtslehre.
Hamburg, 1986.
S.
48,61.
[стр. 71]

ради собственной пользы мог быть с успехом обращен к немцам завоевателями-французами; поэтому Фихте не мог не обратиться против этого принципа).
Тем самым, в сущности, отвергнуты и правовые принципы либерального государства, что особенно ясно видно в последующих сочинения Фихте.
Так, в работе
«Теория государства, или Об отношении изначального государства к царству разума» Фихте противопоставляет идеальное государство ложному представлению о задачах и назначении государства, распространенному в его время.
Согласно этому представлению, государство необходимо для того, чтобы сохранить существование людей и их собственность как средство к существованию.
Такое представление возникает от того, говорит Фихте, что земная жизнь людей становится высшей целью, а общественный союз, каким является государство, превращается в средство.

Межу тем, на самом деле высшей целью человека является не сохранение живой жизни, а достижение ее нравственно-религиозного смысла осуществление в себе образа Божия.
Только этим оправдывается существование государства: оно должно гарантировать свободу осуществления этой высшей цели человеческого рода1.
В
«Замкнутом торговом государстве» Фихте отверг принцип либеральной теории государства ради равенства всех граждан в отношении собственности; теперь он поверг критике сам принцип, согласно которому цель государства в сохранении жизни и собственности граждан.
Тем самым между правом и нравственностью снимается прежний водораздел и государство, в сущности, превращается в средство к достижению религиозного спасения граждан, то есть получает функцию, раньше принадлежавшую церкви.
Юридическое начало подчиняется нравственному.
Как пишет по этому поводу Б.Чичерин, право у Фихте является не более чем подготовительной ступенью к нравственности, ее предварительным условием.
Право «...

нужно только как искусственное учреждение, пока в обществе не водворился еще нравственный порядок.
Здесь
сво1Fichte J.G.
Die Principien der Gottes Sitten und Rechtslehre.
Hamburg, 1986.S.
48,61.

71

[стр.,72]

бода одного лица может прийти в столкновение со свободой других; следовательно, необходимо определение принадлежащей каждому сферы деятельности.
Там же, где нравственное начало сделалось господствующим, область свободы
каждого определяется самим нравственным законом, а потому юридические определения становятся излишним, и право тем самым упраздняется”1.
Хотя такая ситуация может иметь место только в идеальном государстве, где нет больше людей, руководствующихся эгоистическими стремлениями, тем не менее уже в реальном государстве, как убежден Фихте, главной заботой должно стать воспитание граждан с целью сделать их свободными от эгоизма.
Его теория в некоторых важных пунктах смыкается с утопией Платона с той, однако, разницей, что выросшая на основе христианского мировоззрения философия права Фихте не признает роль жесткого, как у Платона, членения сословий: к жизни в духе, то есть свободе, согласно Фихте, должно быть воспитаны все граждане.
«Теория общества Фихте может служить примером крайнего перехода от «индивидуализма» к «универсализму»2.
На место правового государства у позднего Фихте встает государство как носитель принципа нравственности, государство как нравственная община, носитель высших духовных ценностей духовного мира.
В «Речах к немецкой на♦ к ции» он поясняет, что в XIX в.
наступил кризис свободы, понимаемой формально-юридически.
Обществу предстоит перейти на новый уровень к реальной свободе, то есть к осуществлению нравственного закона, в противном случае неизбежна гибель свободы.
Именно у Фихте с четкостью и остротой намечено принципиальное различие понятий, ставших для немецкой философии и социологии права традиционными Gemeinschaft и Gesellschaft, общества и общности (общины); связь людей в Чичерин Б.Н.
История политических учений.
М., 1977.
4.IV.
С.188.
Verweyen Н.
Recht und Sittlichkeit in J.G.
Fichtes Gesellschaftslere.
Freiburg; Munchen, 1975.
S.81.

[Back]