Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 80]

тия, как “чистейшей жизни”, как того Единого, что лежит в основе всего сущего, будучи в то же время трансцендентальным ему.
Однако осуществить эту задачу до конца не удается.
Оставаясь в пределах, заданных субъективной методологией, он все же оставляет понятие Бога совершенно абстрактным.
А потому нравственно-правовая проблематика не приобретает у Фихте столь ярко выраженной окраски, как мы находим это в дальнейшем у Гегеля.
Развиваемый Фихте в наукоучении, хотя и на субъективистской основе, диалектический метод познания,
тем не менее находит свое применение в теории права, государства, личности.
При этом он достигает значительных результатов в вопросе обоснования исходного пункта правового знания, в
исследовании роли личности в конституировании системы права, разрабатывает теорию интерсубъективности.
Но поскольку учение Фихте, как в его первоначальном варианте, так и на втором этапе своей разработки
продолжает нести черты субъективизма, это не могло не сказаться на общем характере теории, нередко страдающей формализмом и произвольными утверждениями.
Поиск основ методологии, дающей объективные основания учения о человеке, его месте в природе и в системе социальных отношений, включая правоотношения, стал исходным пунктом в процессе формирования
абсолютного идеализма Шеллинга и Гегеля.
80 1 Гегель Г.
В.
Ф.
Различия между системами философии Фихте и Шеллинга в соотнесении с работами Рейнгольда, имевшими целью облегчить обзор состояния философии в начале 19-го столетия // Кантовский сборник.
Калининград.
Вып 13.
1988.
С.

180.
[стр. 15]

язык современной им юридической науки.
Это относится, прежде всего, к положениям естественного права.
Значение схематики Канта, заданной им в области права, а также его трансцендентальной методологии в целом для русской философии права состояло в том, что она была использована в качестве средства анализа понятия «закон природы» в его соотношении с понятием «правовой закон» и «моральный закон», выделенных в теории естественного права.
Кантовская методология позволяла наиболее глубоко проникнуть в смысл этих понятий и придать им категориальную четкость.
Учение Канта о свободе личности и методология ее экспликации способствовало преодолению объективизма в трактовке права, которое было характерно для русского правоведения второй половины XIX века, тем самым устанавливалось равновесие в трактовке личностного и общественного начала в праве.
Использование теории Каша позволило примирить в научном синтезе две крайности, господствовавшие в русской юридической науке, суть которых I можно выразить двумя противоположными положениями: личность как самоцель, как носитель абсолютных ценностей не может быть превращена в средство для внешнего благополучия общества; но, с другой стороны, свобода личности это вовсе не произвол, а подчинение категорическому императиву автономной воли, одинаковому для всех.
Развиваемый Фихте в наукоучении, хотя и на субъективистской основе, диалектический метод познания
находит достаточно полное применение в теории права, государства, личности.
При этом он достигает значительных результатов в вопросе обоснования исходного пункта правового знания, в
исследоч .
вании роли личности в конституировании системы права, разрабатывает теорию интерсубъективности.
Но поскольку учение Фихте, как в его первоначальном варианте, так и на втором этапе своей разработки
продолжало нести черты субъективизма, это не могло не сказаться на общем характере теории права.
В

[стр.,74]

занимают так много места в творчестве Фихте.
Подводя итог анализу философско-правовой концепции Фихте, можно сказать, что развиваемый Фихте в наукоучении, хотя и на субъективистской основе, диалектический метод познания, находит достаточно полное применение в теории права, государства, личности.
При этом он достигает значительных результатов в вопросе обоснования исходного пункта правового знания, в исследовании роли личности в конституировании системы права, разрабатываетЦ теорию интерсубъективности.
Но поскольку учение Фихте, как в его первоначальном варианте, так и на втором этапе своей разработки продолжает нести черты субъективизма, это не могло не сказаться на общем характере теории, нередко страдающей формализмом и произвольными утверждениями.
Поиск основ методологии, дающей объективные основания учения о человеке, его месте в природе и в системе социальных отношений, включая правоотношения, стал исходным пунктом в процессе формирования
философскоправовых концепций Шеллинга и Гегеля.
§ 3.
Особенности истолкования религиозно-нравственной сущности права Ф,В.Й.Шеллингом Стремясь преодолеть субъективизм методологии Канта и Фихте, Ф.В.И.Шеллинг дополняет фихтевское учение о развитии "Я" учением о развитии природы (так называемой натурфилософией), а позже учением о лежащем в основании "Я" и природы абсолютном тождестве всего субъективного и всего объективного.
Этапы развития природы и этапы развития самосознания совпадают, поскольку саму природу Шеллинг трактует как ’’окаменевший интеллект”.
Впрочем, ни Фихте, ни Гегель не приняли новой системы ШелKulturstaat bei Fichte.
Eine Erwiderung// Fichte-Studien.
Amsterdam; Atlanta, 1991.
Bd.
3.
S.
86-153.


[стр.,343]

88.Гайденко П.П.
Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл.Соловьева // Вопросы философии.
1998.
№ 4.
С.
75-93.
89.Гайденко П.П.
Парадоксы свободы в учении Фихте.
М., 1990.
90.Гайденко П.П.
Учение Канта и его экзистенциальная интерпретация //Философия Канта и современность.
М., 1974.
91.Гайденко П.П.
Философия Фихте и современность.
М., 1979.
92.Галанза П.Н.
Об оценке учения Гегеля о государстве и праве (К 125-летаю со дня смерти Гегеля) // Советское государство и право.
1956.
93.Ганс Г.К.
Право и сила.
Очерк по теории права и политики.
Харбин, 1929.
94.Гегель Г.В.Ф.
Различия между системами философии Фихте и Шеллинга в соотнесении с работами Рейнгольда, имевшими целью облегчить обзор состояния философии в начале 19-го столетия // Кантовский сборник.
Калининград.
Вып 13.
1988.
С.

148—174; вып.
14.
1989.
С.
126—156; вып.
15.
1990.
С.
127-158.
95.Гегель Г.В.Ф.
Политические произведения.
М., 1978.
96.Гегель Г.В.Ф.
Работы разных лет.
М., 1971.
97.Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М.: Мысль, 1990.
98.Гегель и философия в России.
30-е гг.
XIX 20-е г.
XX в: Сбороник статей.
М., 1974.
99.Гельвеций К.А.
О человеке.
М., 1938.
100.
Герман JI.
"Философия права" Гегеля // Вестник Коммунистической академии.
1934.
№3.
101.
Герман JI.
Живое и мертвое в "Философии права" Гегеля // Под знаменем марксизма.
1934.
№ 3.
102.
Гессен В.М.
Возрождение естественного права.
СПб., 1902.
103.
Гойман В.И.
Действие права (методологический анализ).
М., 1992.
104.
Гойхбарг А.Г.
Пролетариат и право (сборник статей).
М., 1919.
343

[Back]