Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 82]

Выступая против материалистического истолкования общества, права и государства ученый доказывал, что не материальное начало движет миром, а дух, который является субстанцией всего мира.
Свою философию Шеллинг характеризовал как знание о знании.1Пытаясь обосновать в ней тождественность субъективного и объективного, он говорил о знании как базирующемся на этом тождестве соответствии между субъективным и объективным, представлениями и предметами.
Совокупность всего субъективного в знании Шеллинг называл интеллигенцией, а совокупность всего объективного природой.
Различие понятий интеллигенции и природы, по Шеллингу, заключается в том, что интеллигенция это сознательное, представляющее; природа же бессознательное, представляемое.
Интеллигенция является у него понятием, соответствующим понятию субъективного, природа понятием, соответствующим понятию объективного.
Настаивая на тождестве между субъективным и объективным, представлениями о природе и самой природой, Шеллинг пытался обнять и превзойти все прежние
философские направления.
Первоначально, излагая свои философские и правовые идеи, Шеллинг пользовался фихтевской терминологией: “Я” означает у него абсолютный субъект, “не-Я” объект, “начало и конец любой философии свобода”.
И все же уже в ранних работах Шеллинга были некоторые нюансы, которые не заметил Фихте, но которые отличали взгляды Шеллинга от фихтевского наукоучения.
Хотя сам Шеллинг еще не решается говорить о собственном учении, Гегель в своей работе
“Различие между системами Фихте и Шеллинга...” уже определял теорию Шеллинга как его собственную философскую систему, отмечая при этом, что у Фихте “тождество остается лишь формальным принципом, оно выражено только в одной из противоположных форм и не может проявить себя в качестве субстанции-субъекта.
Философия, чей принцип формален, становится сама философией формальной”.2В
той же работе, имея в виду формирование 1 Schelling F.W.J.
Uber die Moglichkeit einer Form der Philosophie ueberhaupt // F.W.J.Schellings saemmtliche Werke.
1 Abtheilung.
Stuttgart-Augsburg.
1856.
Bd.

1.
S.
112.
2Гегель Г.В.Ф.
Различие между системами философии Фихте и Шеллинга в соотнесении с работами Рейнгольда, имевшими целью облегчить обзор состояния философии начала XIX столетия // Кантовский сборник.
Калининград, 1990.
С.
131.
[стр. 76]

объективного, то есть их качественно одинаковую духовную сущность1.
Выступая против материалистического истолкования общества, права и государства, ученый доказывал, что не материальное начало движет миром, а дух, который является субстанцией всего мира.

Свое учение Шеллинг характеризовал как знание о знании .
Пытаясь обосновать в ней тождественность субъективного и объективного, он говорил о знании как базирующемся на этом тождестве соответствии между субъективным и объективным, представлениями и предметами.
Совокупность всего субъективного в знании Шеллинг называл интеллигенцией, а совокупность всего объективного природой.
Различие понятий интеллигенции и природы, по Шеллингу, заключается в том, что интеллигенция это сознательное, представляющее; природа же бессознательное, представляемое.
Интеллигенция является у него понятием, соответствующим понятию субъективного, природа понятием, соответствующим понятию объективного.
Настаивая на тождестве между субъективным и объективным, представлениями о природе и самой природой, Шеллинг пытался обнять и превзойти все прежние
научные системы.
Известны негативные отзывы о работах Шеллинга представителями различных философских и правовых направлений, которые с разных сторон нападали на его учение, отрицая за ним какое-либо значение, одновременно обвиняя его и в атеизме, и в мистике, и в материализме, и в обскурантизме.
Тем не менее его система задает основу для следующей необходимой ступени развития философии права после Канта и Гегеля.
Марксистско-ленинская материалистическая оценка давала односторонне негативный подход к наследию Шел76 1Schelling F.W.J.
Darstellung meines Systems der Philosophie.
1927.
S.
5.
2 Schelling F.W.J.
Schelling F.W.J.
Uber die Moglichkeit einer Form der Philosophie ueberhaupt // F.W.J.Schellings saemmtliche Werke.
1 Abtheilung.
Stuttgart-Augsburg, 1856.
Bd.l.

S.
112.


[стр.,78]

ранних работах Шеллинга были некоторые нюансы, которые не заметил Фихте, но которые отличали взгляды Шеллинга от фихтевского наукоучения.
Хотя сам Шеллинг еще не решается говорить о собственном учении, Гегель в своей работе
"Различие между системами Фихте и Шеллинга..." уже определял теорию Шеллинга как его собственную философскую систему, отмечая при этом, что у Фихте "тождество остается лишь формальным принципом, оно выражено только в одной из противоположных форм и не может проявить себя в качестве субстанции субъекта.
Философия, чей принцип формален, становится сама философией формальной".

В той же работе, имея в виду формирование Шеллингом новой научной методологии, Гегель говорит о грозно надвигающейся революции в философии, в результате которой объективный принцип в методологии должен получить полную конкретность .
Основные предпосылки для этой «революции» уже имелись.
В работе «Изложение моей системы философии» методология объективного познания находит свое наиболее полное и систематическое изложение.
Новые методологические принципы нашли приложение в работе Шеллинга «Новая дедукция естественного права»3.
Работа необычна по форме: она представляет собой 163 афоризма по нравственно-правовой проблематике.
Здесь Шеллинг излагает правовые взгляды, которые по содержанию, но не по методу, ближе к Канту, чем Фихте.
Последний был занят проблемой государственного переустройства, обоснованием права народа на революцию.
Шеллинг в противовес этому думает о правах личности.
Как совместить волю одного Гегель Г.В.Ф.
Различие между системами философии Фихте и Шеллинга в соотнесении с работами Рейнгольда, имевшими целью облегчить обзор состояния философии начала XIX столетия // Кантовский сборник.
Калининград, 1990.
С.
131.

2Там же.
С.
132-133.
3 Schellings Werke.
Drifter Hauptband.
Munchen, 1856.
S.
247-280; Русский перевод см.: История философии права / Отв.
ред.: Сальников В.П., Альбов А.П., Масленников Д.В.
СПб., 1998.
С.
203-218.
78

[Back]