Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 89]

должна быть необходимостью, необходимость свободой.1 Свобода проявляется в правовом строе общества, лишь когда налицо выступают права личности, гарантированные обществом, и ответственность его перед ним.
“Каждый человек, писал Шеллинг о таком строе, может сказать самому себе: и мне доверено исполнение закона и осуществление права в сфере моей деятельности, и на меня частично возложено моральное управление миром.
Это порядок существует лишь постольку, поскольку все остальные мыслят одинаково со мной и каждый осуществляет дарованное ему божественное право способствовать торжеству
справедливости”.2 Подобное положение человека в обществе истинно лишь тогда, когда оно имеет всеобщий характер.
Поэтому движение общества к всемирногражданскому правовому устройству с необходимостью составляет содержание истории.
Здесь переплетается свободная деятельность людей с исторической необходимостью.
Человек хотя и свободен в отношении непосредственно своих поступков, но итог, к которому они приводят в пределах обозримости, зависит от необходимости, стоящей над действующим и соучаствующей даже в развертывании самой его свободы.
Мы действуем совершенно свободно, с полным сознанием, но в результате в форме бессознательного возникает нечто такое, чего в помыслах наших никогда не было.
Гегель позже назовет подобную комбинацию
“хитростью разума”.
К этим проблемам Шеллинг обращался постоянно.
В поздний период своего творчества (после 1801 года) он развивает основные положения учения о свободе и ответственности личности как стержневых понятиях теории права и государства, в соответствии с общими принципами своей методологии усиливая в ней объективистское начало.
Объективный мир, учил Шеллинг, в котором происходит взаимодействие разумных существ, является необходимым
условием свободы.
Но объективный мир не может быть гарантией свободы и ненасилия, так как он обнаруживает совершенное безразличие к тому, как ведут себя 89 1Шеллинг Г.В.Ф.
Система трансцендентального идеализма.
/ Соч.: В 2 т.
М., 1987.
Т.1.
С.
456 2Там же.
С.459.
[стр. 85]

вана порядком, столь же явным и неизменным, как законы природы1.
Свобода проявляется в правовом строе общества, лишь когда налицо выступают права личности, гарантированные обществом, и ответственность его перед ним.

«Каждый человек, писал Шеллинг о таком строе, может сказать самому себе: и мне доверено исполнение закона и осуществление права в сфере моей деятельности, и на меня частично возложено моральное управление миром.
Это порядок существует лишь постольку, поскольку все остальные мыслят одинаково со мной и каждый осуществляет дарованное ему божественное право способствовать торжеству
справедливости»2.
Подобное положение человека в обществе истинно лишь тогда, когда оно имеет всеобщий характер.
Поэтому движение общества к всемирно-гражданскому правовому устройству с необходимостью составляет содержание истории.
Здесь переплетается свободная деятельность людей с исторической необходимостью.
«Человек хотя и свободен в отношении непосредственно своих поступков, но итог, к которому они приводят в пределах обозримости, зависит от необходимости, стоящей над действующим и соучаствующей даже в развертывании самой его свободы».
Мы действуем совершенно свободно, с полным сознанием, но в результате в форме бессознательного возникает нечто такое, чего в помыслах наших никогда не было.
Гегель позже назовет подобную комбинацию
«хитростью разума».
К этим проблемам Шеллинг обращался постоянно.
В поздний период своего творчества после 1801 года он развивает основные положения учения о свободе и ответственности личности как стержневых понятиях теории права и государства, в соответствии с общими принципами своей методологии усиливая в ней объективистское начало.
Объективный мир, учил Шеллинг, в котором происходит взаимодействие разумных существ, является необходимым
усло85 Шеллинг Г.В.Ф.
Указ.
соч.
С.
456.
2Шеллинг Г.В.Ф.
Указ.
соч.
С.
456.

[Back]