Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 91]

новятся причиной того, что они не ожидали.
Взаимное проникновение свободы и необходимости имеет место во всякой человеческой деятельности, утверждает Шеллинг.
Человек свободен в своей деятельности, но конечный результат деятельности зависит от необходимости.
В совокупном результате свободной деятельности людей возникает нечто объективно закономерное.

Свобода становится необходимостью, а необходимость становится свободой.
Шеллинг близок к диалектическому пониманию свободы и необходимости, рассматривая историческую необходимость как единственную гарантию сознательной деятельности людей.
Дальнейшее развитие эта глубокая мысль получила в работах Гегеля, который вслед за Кантом, Фихте и Шеллингом рассматривает понятие свободы в качестве фундамента правовой теории.
При этом он на более глубокой теоретической основе развивает диалектику свободы и необходимости в жизни личности и общества, которая в теории Шеллинга остается еще совершенно абстрактной.
Стержневым для конституирования шеллинговской методологии является понятие
абсолюта.1Его переосмысление в философии позднего Шеллинга повлекло и переосмысление, сопряженное с дальнейшим развитием, важнейших нравственно-правовых понятий, составлявших сердцевину учения о личности и обществе: понятия свободы, добра и зла, отношения личности и Бога.
Если в ранних произведениях абсолют был приближен к принципам познания, осознания проблем мира и человека, то теперь “основой мирового процесса” Шеллинг считает волю.
Не только и не столько знание, сколько воля позволяет объяснить зло и вину, в таком обилии накопившиеся в мире.
Зло необъяснимо ни из разума Бога, ни из разумной воли —к его возникновению причастна лишь воля, противоположная разуму, то есть неразумная и слепая, темная воля, “простая воля”.
Сплав веры и знания, авторитета и откровения в концепциях романтиков оказался привлекательным для Шеллинга.
Следуя Якобу Беме и его романтическим интерпретациям, искать первопричину зла и грехопадения в некой темной “первооснове”, в которую, как в бездну, падает греховный и 1Линьков Е.С.
Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга.
Л., 1973.
С.
81 82.
[стр. 87]

То, что осознанно, существует во мне благодаря моему хотению» .
В результате свободной деятельности возникает нечто непредвиденное и даже противоречащее воле действующего.
Люди посредством свободной деятельности становятся причиной того, что они не ожидали.
Взаимное проникновение свободы и необходимости имеет место во всякой человеческой деятельности, утверждает Шеллинг.
Человек свободен в своей деятельности, но конечный результат деятельности зависит от необходимости.
В совокупном результате свободной деятельности людей возникает нечто объективно закономерное.

Дальнейшее развитие эта мысль получила в работах Гегеля, который вслед за Кантом, Фихте и Шеллингом рассматривает понятие свободы в качестве фундамента правовой теории.
При этом он на более глубокой теоретической основе развивает диалектику свободы и необходимости в жизни личности и общества, которая в теории Шеллинга остается еще совершенно абстрактной.
Стержневым для конституирования шеллинговской методологии является понятие
абсолюта2.
Его переосмысление в философии позднего Шеллинга повлекло и переосмысление, сопряженное с дальнейшим развитием, важнейших нравственно-правовых понятий, составлявших сердцевину учения о личности и обществе: понятия свободы, добра и зла, отношения личности и Бога3.
Смысл шеллинговской «философии свободы» тесно связан с этим толкованием, которое опосредованно учением мистиков и романтиков.
Свобода должна быть объяснена, согласно Шеллингу, как столкновение добра и зла, как трудный путь от греховности к Богу, от темного «природного прорыва» к свету истории, ориентирующейся на божество и веру в него.
4 т 1Шеллинг Г.В.Ф.
Указ.
соч.
С.
456.
2Линьков Е.С.
Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга.
Л., 1973.
С.
81-82.

3 Hirschberger J.
Geschichte der Philosophie: Neuzeit und Gegenwart.
Freiburg; Basel; Wien, 1984.
S.390-394.

[Back]