Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 94]

тались без ответа.
Немецкий исследователь творчества Фихте и Гегеля Р.
Лаут приводит ряд критических замечаний автора наукоучения, направленных против Гегеля (правда, без указания его имени).
Так, к примеру, Фихте указывает на необоснованность применения категорий субъективное и объективное, которые Гегель использовал для обвинений Фихте в субъективизме.
Эти понятия, как он подчеркивал, еще необходимо дедуцировать из абсолютного принципа знания: “эти предикаты (субъективного и t объективного) сами прежде должны быть выведены посредством анализа (...) из разума, как с необходимостью обоснованные в нем, но, вероятно, вовсе не удерживаться в нем, Бог знает откуда взявшись, посредством голого произвола.
Что однако должно быть (...) сказано, если усматривают эту самодемонстрацию (Andemonstrirung selber) и обнаруживают противоречия, хитроумные выманивания и нерифмованности, (...) и если видят, что при последовательном методе (Verfahren) из первых положений повсюду следует прямо противоположное?”1 Однако, что эти суждения немецкого исследователя творчества И.Г.
Фихте представляются более обоснованными в отношении Шеллинга, чем Гегеля, который стремился именно преодолеть абстрактную противоположность субъекта и объекта, характерную для методологического подхода Шеллинга.
Думаем, что мы не ошибемся, если скажем, что именно у Гегеля теория естественного права, разрабатываемая на основе диалектического метода, достигает наибольшей глубины.
Разделяя точку зрения своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга относительно того, что все явления
действительноста должны получить оправдание в разуме, Гегель утверждает, что разум присущ также и самой действительности, в качестве ее порядка и смысла.
Изначальное единство логического порядка мышления и разумного начала природы Гегель определял с помощью понятия
духа.2Это понятие он раскрывает в своих работах “Феноменология духа” и “Философия духа”.
Сущность духа, согласно его учению, составляет свобода, которая шаг за шагом осуществляет себя в
ис1 Reinhard Lauth.
Hegel vor der Wissenschaftslehre.
Stuttgart.
1986.
S.
169 170.
2 Анализ понятия духа в философии Гегеля в связи с его правовой и нравственной теорией см.: Быкова М.В., Кричевский А.В.
Абсолютная идея и абсолютный дух.
М.» 1993;
94
[стр. 90]

Гегеля, в которой раскрываются интересующие нас вопросы, является "Философия права".
Краткое изложение философии права имеется также в гегелевской "Философии духа", являющейся третьей частью "Энциклопедия философских наук".
Авторскую попытку популяризации учения о праве можно найти в так называемой "Философской пропедевтике".
Думаем, что мы не ошибемся, если скажем, что именно у Гегеля теория естественного права, разрабатываемая на основе диалектического метода, достигает наибольшей глубины.
Разделяя точку зрения своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга относительно того, что все явления
действительности должны получить оправдание в разуме, Гегель утверждает, что разум присущ также и самой действительности в качестве ее порядка и смысла.
Изначальное единство логического порядка мышления и разумного начала природы Гегель определял с помощью понятия
духа1.
Это понятие он раскрывает в своих работах "Феноменология духа" и "Философия духа".
Сущность духа, согласно его учению, составляет свобода, которая шаг за шагом осуществляет себя в
историческом развитии человечества, а также в индивидуальном развитии личности2.
Сначала дух еще переплетен с природой, не отделяет себя от нее, но развиваясь, он осознает себя и тем самым определяется как "свободный дух".
В качестве такового он выступает прежде всего в общественных отношениях, задавая при этом основу научного анализа отношения права, государства, общества, личности, а также морали и нравственности.
Рассматриваемый как «свободная воля», свободный дух задает субстанцию развития права, морали и нравственности и основные этапы их развития.
Гегель в «Энциклопе90 1Анализ понятия духа в философии Гегеля в связи с его правовой теорией см.: Быкова М.В., Кричевский А.В.
Абсолютная идея и абсолютный дух.
М., 1993;
2 О гегелевском понятии свободы в связи с проблемами права см.
более подробно работы: Ойгензихт В.А.
Воля и волеизъявление.
Душанбе.
1983; Пионтовский А.А.
Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория.
М.: Юрид.
лит., 1963.


[стр.,325]

325 щей, если народ перешел бы на ее сторону, результатом могло бы быть только восстание, что в хорошо функционирующем государстве должно быть невозможно.
Свобода не должна быть милостью или благом, которым можно пользоваться только как запретным плодом.
Свобода должна быть гарантирована правовым порядком, столь же явным и неизменным, как законы природы.
Свобода должна быть необходимостью, необходимость свободой.
У Гегеля право рассматривается как одна из форм объективного явления духа, сущность которого составляет свобода.
Поэтому предметом философской науки о праве Гегель считал «понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от представления данного времени».
Гегель обозначает категорией права понятие, имеющее довольно широкое содержание.
Говоря о праве,замечает Гегель,мы имеем в виду не только гражданское право, которое обычно под этим понимают, но также и мораль, нравственность и всемирную историю, которые также сюда относятся, так как понятие объединяет мысли согласно истине.
В целом под правом Гегель понимает «наличное бытие свободной воли», которое он рассматривает в следующих аспектах: 1.
Право как свобода (идея права); 2.
Право как определенная ступень и форма свободы (особенное право); 3.
Право как закон (позитивное право).
«Почвой права является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой воля, которая свободна».
Гегель разрабатывает теорию естественного права, разделяя точку зрения своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга относительно того, что все явления действительности должны получить оправдание в разуме.
Гегель утверждает, что разум присущ также и самой действительности, в качестве ее порядка и смысла.

Поэтому для Гегеля естественное право есть единство бытия и долженствования, осуществляемое в конкретном индивидуальном творчестве народного духа, а также философия конкретной положительной нравственно

[Back]