Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 95]

торическом развитии человечества, а также в индивидуальном развитии личности.1Сначала дух еще переплетен с природой, не отделяет себя от нее, но, развиваясь, он осознает себя и тем самым определяется как “свободный дух”.
В качестве такового он выступает прежде всего в общественных отношениях, задавая при этом основу научного анализа отношения права, государства, общества, личности, а также морали и нравственности.
Рассматриваемый как.

“свободная воля”, свободный дух задает субстанцию развития права, морали и нравственности и основные этапы их развития.
Гегель в
“Энциклопедии философских наук” определяет их следующим образом: “Свободная воля является: A.
Сперва непосредственной и поэтому в качестве единичной лицом; наличное бытие, которое это последнее дает своей свободе, есть собственность.
Право как таковое формальное, абстрактное право.
B.
Рефлектированной в себя, так что она имеет свое наличное бытие в пределах самой себя, и вследствие этого определена в то же время как частная воля, право субъективной воли, моральность.
C.
Субстанциальной волей как соответствующая своему понятию
дейст_ вительность в субъекте и тотальность необходимости, нравственность в семье, гражданском обществе и государстве”? Кант, как мы помним, определял свободу как трансцендентную сущность человека.
Фихте разрабатывает методологию трансцендентального основания, необходимую для определения личностной свободы.
Гегель же задает более *
V высокие параметры понятию свободы, трактуя ее как дух.
Дух же в его философии определяется как сущность, объединяющая в себе начала субъективности, объективности и абсолюта.
Поэтому и методологию потребовалось поднять на принципиально более высокий уровень.
Одна из особенностей гегелевской методологии заключается в том, что
95 1 О гегелевском понятии свободы в связи с проблемами права см.
более подробно работы: Ойгензихт В.А.
Воля и волеизъявление.
Душанбе, 1983; Пионтовский А.А.
Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория.
М.,1963.

2Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук: В 3 т.

М., 1977.
Т.
3.
С.
328-329.
[стр. 90]

Гегеля, в которой раскрываются интересующие нас вопросы, является "Философия права".
Краткое изложение философии права имеется также в гегелевской "Философии духа", являющейся третьей частью "Энциклопедия философских наук".
Авторскую попытку популяризации учения о праве можно найти в так называемой "Философской пропедевтике".
Думаем, что мы не ошибемся, если скажем, что именно у Гегеля теория естественного права, разрабатываемая на основе диалектического метода, достигает наибольшей глубины.
Разделяя точку зрения своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга относительно того, что все явления действительности должны получить оправдание в разуме, Гегель утверждает, что разум присущ также и самой действительности в качестве ее порядка и смысла.
Изначальное единство логического порядка мышления и разумного начала природы Гегель определял с помощью понятия духа1.
Это понятие он раскрывает в своих работах "Феноменология духа" и "Философия духа".
Сущность духа, согласно его учению, составляет свобода, которая шаг за шагом осуществляет себя в историческом развитии человечества, а также в индивидуальном развитии личности2.
Сначала дух еще переплетен с природой, не отделяет себя от нее, но развиваясь, он осознает себя и тем самым определяется как "свободный дух".
В качестве такового он выступает прежде всего в общественных отношениях, задавая при этом основу научного анализа отношения права, государства, общества, личности, а также морали и нравственности.
Рассматриваемый как
«свободная воля», свободный дух задает субстанцию развития права, морали и нравственности и основные этапы их развития.
Гегель в
«Энциклопе90 1Анализ понятия духа в философии Гегеля в связи с его правовой теорией см.: Быкова М.В., Кричевский А.В.
Абсолютная идея и абсолютный дух.
М., 1993; 2 О гегелевском понятии свободы в связи с проблемами права см.
более подробно работы: Ойгензихт В.А.
Воля и волеизъявление.
Душанбе.
1983; Пионтовский А.А.
Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория.
М.:
Юрид.
лит., 1963.


[стр.,91]

дии философских наук» определяет их следующим образом: «Свободная воля является: A.
Сперва непосредственной и поэтому в качестве единичной лицом; наличное бытие, которое это последнее дает своей свободе, есть собственность.
Право, как таковое формальное, абстрактное право.
B.
Рефлектированной в себя, так что она имеет свое наличное бытие в пределах самой себя, и вследствие этого определена в то же время как частная воля право субъективной воли моральность.
C.
Субстанциальной волей как соответствующая своему понятию
действительность в субъекте и тотальность необходимости, нравственность в семье, гражданском обществе и государстве»1.
Кант, как было показано, определял свободу как трансцендентную сущность человека.
Фихте разрабатывает методологию трансцендентального основания, необходимую для определения личностной свободы.
Гегель же задает более
высокие параметры понятию свободы, трактуя ее как дух.
Дух же в его философии определяется как сущность, объединяющая в себе начала субъективности, объективности и абсолюта.
Поэтому и методологию потребовалось поднять на принципиально более высокий уровень.
Одна из особенностей гегелевской методологии заключается в том, что
его предмет не может быть предпослан произвольно, сразу в готовом виде.
Особенность гегелевской точки зрения заключается не только в том, что любая из частей системы существенна только как момент целого и опосредованна его природой, но и в том, что само это целое не дано в непосредственном виде.
Поэтому оно, проходит несколько этапов развития: сначала в чисто логической форме, затем как внешняя природа и субъективный дух (конкретный человек в единстве его антропологической, психологической и феноменологической природы), и наконец обретает в сфере объективного духа (нравственность и 91 1Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук: В 3 т.

Т.
3.
М., 1977.
С.
328-329.

[Back]