Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 96]

его предмет не может быть предпослан произвольно, сразу в готовом виде.
Особенность гегелевской точки зрения заключается не только в том, что любая из частей системы существенна только как момент целого и
опосредована его природой, но и в том, что само это целое не дано в непосредственном виде.
Оно, поэтому, проходит несколько этапов развития: сначала в чисто логической форме, затем как внешняя природа и субъективный дух (конкретный человек в единстве его антропологической, психологической и феноменологической природы), и, наконец, обретает в сфере объективного духа (нравственность и право) форму и реальность разумной воли.
Последняя есть, согласно Гегелю, дух, знающий себя в качестве свободного и
водящий себя в качестве такового.
Хотя сфера объективного духа и является формой проявления абсолютной идеи, в этой своей формации она есть опять же лишь в себе.
Это определение сфера права разделяет с субъективным духом, но является в
отличие от последнего более развитой формой реальности идеи, ибо содержит в себе момент реализации понятия свободного духа, а не только сторону его пребывания в себе самом.
Дух в сфере объективности находится у себя самого, но как внешний себе, как сообщающий себе самому внешнюю реальность, форму наличного бытия и тем самым становящийся действительным духом.
Имманентное развитие науки о праве, состоящее, согласно гегелевского методологического принципа, в выведении всего ее содержания из простого понятия обнаруживает при этом ту свою особенность, что одно и то же понятие, в нашем случае это понятие свободной воли, выступая вначале как нечто абстрактное, сохраняется на всех ступенях его самоопределения, как бы
уплотняет свои моменты и благодаря этому приобретает конкретное содержание.
Идея права, в которую себя развивает понятие свободной воли, выявляет свои моменты так, что конечная, единичная воля, в качестве деятельной стороны наличного бытия разума полагает для себя определения этого разума или своей всеобщей сущности свободы.
Определения единичной и всеобщей воли являются, по Гегелю, теми противоположными моментами, в которые полагает свое саморазвивающееся содержание понятие свободной воли, становясь
пра96
[стр. 91]

дии философских наук» определяет их следующим образом: «Свободная воля является: A.
Сперва непосредственной и поэтому в качестве единичной лицом; наличное бытие, которое это последнее дает своей свободе, есть собственность.
Право, как таковое формальное, абстрактное право.
B.
Рефлектированной в себя, так что она имеет свое наличное бытие в пределах самой себя, и вследствие этого определена в то же время как частная воля право субъективной воли моральность.
C.
Субстанциальной волей как соответствующая своему понятию действительность в субъекте и тотальность необходимости, нравственность в семье, гражданском обществе и государстве»1.
Кант, как было показано, определял свободу как трансцендентную сущность человека.
Фихте разрабатывает методологию трансцендентального основания, необходимую для определения личностной свободы.
Гегель же задает более высокие параметры понятию свободы, трактуя ее как дух.
Дух же в его философии определяется как сущность, объединяющая в себе начала субъективности, объективности и абсолюта.
Поэтому и методологию потребовалось поднять на принципиально более высокий уровень.
Одна из особенностей гегелевской методологии заключается в том, что его предмет не может быть предпослан произвольно, сразу в готовом виде.
Особенность гегелевской точки зрения заключается не только в том, что любая из частей системы существенна только как момент целого и
опосредованна его природой, но и в том, что само это целое не дано в непосредственном виде.
Поэтому оно, проходит несколько этапов развития: сначала в чисто логической форме, затем как внешняя природа и субъективный дух (конкретный человек в единстве его антропологической, психологической и феноменологической природы), и наконец обретает в сфере объективного духа (нравственность и 91 1Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук: В 3 т.
Т.
3.
М., 1977.
С.
328-329.


[стр.,92]

право) форму и реальность разумной воли.
Последняя есть, согласно Гегелю, дух, знающий себя в качестве свободного и
волящий себя в качестве такового.
Хотя сфера объективного духа и является формой проявления абсолютной идеи, в этой своей формации она есть опять же лишь в себе.
Это определение сфера права разделяет с субъективным духом, но является в
отличии от последнего, более развитой формой реальности идеи, ибо содержит в себе момент реализации понятия свободного духа, а не только сторону его пребывания в себе самом.
Дух в сфере объективности находится у себя самого, но как внешний себе, как сообщающий себе самому внешнюю реальность, форму наличного бытия и тем самым становящийся действительным духом.
Имманентное развитие науки о праве, состоящее, согласно гегелевского методологического принципа, в выведении всего ее содержания из простого понятия обнаруживает при этом ту свою особенность, что одно и то же понятие, в нашем случае это понятие свободной воли, выступая вначале как нечто абстрактное, сохраняется на всех ступенях его самоопределения, как бы
уплотняа ет свои моменты и благодаря этому приобретает конкретное содержание.
Идея права, в которую себя развивает понятие свободной воли, выявляет свои моменты так, что конечная, единичная воля, в качестве деятельной стороны наличного бытия разума полагает для себя определения этого разума или своей всеобщей сущности свободы.
Определения единичной и всеобщей воли являются, по Гегелю, теми противоположными моментами, в которые полагает свое саморазвивающееся содержание понятие свободной воли, становясь
правовой, а в более конкретной форме нравственной действительностью.
Эта реальность вообще в качестве наличного бытия свободной воли есть право «...
которое охватывает наличное бытие всех определений свободы..»1.
В своем исходном пункте эта "в себе" и "для себя" свободная воля может выступать только в определении непосредственности и есть единичная воля 92 Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук: В 3 т.
Т.
3.
М., 1977.
С.327.

[Back]