Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 99]

держания и даже противопоставить себе ему.
Поэтому во всех трех моментах понятия моральной воли возможна коллизия между тем, что субъективная воля признает в качестве своего и тем, что составляет субстанциональную сторону
поступка.
Эта особенность моральной сферы составляет ее конечность, а всякое разрешение внутреннего противоречия, присущего этой сфере, является лишь относительным.
В целом, право моральной воли состоит, во-первых, в том, что
“в ее наличном бытии получает признание лишь то, что внутренне существовало как умысел”.1Второй момент включает в себя право намерения и право блага.
Здесь возникает вопрос об относительной ценности поступка со стороны его особенного определения для самого морального субъекта.
Третий момент права субъективной свободы связан с установлением всеобщей ценности поступка.
Здесь речь идет о всеобщем содержании намерения и возведении его в понятие воли.
Одна сторона основного противоречия моральной воли состоит в том, что она, как деятельное проявление и развитие понятия свободной воли, есть бесконечная форма, которая может определять себя к объективному и разумному содержанию.
В этом случае такая воля является доброй.
Но она уже может остаться при формализме своей решающей единичности и усвоить содержание лишь субъективного интереса.
Поскольку злая воля есть нечто в себе ничтожное и разрушающее себя, развитие имеет лишь тот момент, который в качестве совести определяет себя к разумному содержанию в его действительности.
В этом процессе и состоит, по Гегелю, переход к сфере нравственности.
При этом находит свое разрешение другая сторона указанного выше противоречия: происходит снятие видимости абстрактности добра и недействительности определяющей субъективности.
Оба момента обнаруживают свою однородность, ибо обоим недостает их противоположности содержания в его объективном значении.
Раскрыв все моменты своего понятия, субъективная свобода оказалась
• 99 1 Hegel G.W.F.
Grundlinien der Philosophie des Rechts.
Fr./M., 1972.
S.
108.
[стр. 94]

ние субъективности, которая соотносит себя с самой собой.
Развитие внутренней определенности понятия воли состоит таким образом в снятии «в себебытия» и формы непосредственности, которую воля имеет на ступени абстрактного права.
Сфера моральности является первым отрицанием непосредственности воли по форме и содержанию, непосредственности "в-себе" сущей и ”для-себя” сущей воли.
Противоположность этих двух моментов разумной воли выступает теперь в определении для себя бесконечной субъективности свободы.
Дальнейшее движение заключается в том процессе, который претерпевает эта выступившая противоположность.
Особенность второй ступени в развитии идеи свободы сферы моральности состоит в том, что в ней определенность воли положена лишь как нечто внутреннее.
Моральная воля есть, таким образом, особенная воля.
Ее выражением является поступок, « ..
во внешнем обнаружении которого воля только то признает в качестве своего и только за то считает себя ответственной, что из этого она знала и хотела...» .
Субъективность воли в ней самой оказывается самоцелью и безусловно существенным моментом.
«Право имеет истинный смысл, лишь поскольку субъект его волит.
Тем самым субъективность воли есть наличное бытие права и наоборот право субъективности воли состоит в том, чтобы в том, что есть право, присутствовала субъективная воля»2.
Вместе с вышеуказанным моментом, однако, обнаруживается возможность разлада между правом в себе или правом как таковым, и для себя сущей субъективность воли.
Последняя может обособиться от своего истинного содержания и даже противопоставить себя ему.
Поэтому во всех трех моментах понятия моральной воли возможна коллизия между тем, что субъективная воля признает в качестве своего и тем, что составляет субстанциональную сторону
'Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук: В 3 т.
Т.
3.
М., 1977.
С.
334.
Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.415.


[стр.,95]

поступка.
Эта особенность моральной сферы составляет ее конечность, а всякое разрешение внутреннего противоречия, присущего этой сфере, является лишь относительным.
В целом, право моральной воли состоит, во-первых, в том, что»...

в ее наличном бытии получает признание лишь то, что внутренне существовало как умысел...»1.
Второй момент включает в себя право намерения и право блага.
Здесь возникает вопрос об относительной ценности поступка со стороны его особенного определения для самого морального субъекта.
Третий момент права субъективной свободы связан с установлением всеобщей ценности поступка.
Здесь речь идет о всеобщем содержании намерения и возведении его в понятие воли.
Одна сторона основного противоречия моральной воли состоит в том, что она, как деятельное проявление и развитие понятия свободной воли, есть бесконечная форма, которая может определять себя к объективному и разумному содержанию.
В этом случае такая воля является доброй.
Но она уже может остаться при формализме своей решающей единичности и усвоить содержание лишь субъективного интереса.
Поскольку злая воля есть нечто в себе ничтожное и разрушающее себя, развитие имеет лишь тот момент, который в качестве совести определяет себя к разумному содержанию в его действительности.
В этом процессе и состоит, по Гегелю, переход к сфере нравственности.
При этом находит свое разрешение другая сторона указанного выше противоречия: происходит снятие видимости абстрактности добра и недействительности определяющей субъективности.
Оба момента обнаруживают свою однородность, ибо обоим недостает их противоположности содержания в его объективном значении.
Раскрыв все моменты своего понятия, субъективная свобода оказалась
конкретной целостностью, только для которой и может выступить истинно всеобщее содержание.
Оба момента определенное в себе добро и разумная субъек1Hegel G.W.F.
Grundlinien der Philosophie des Rechts.
Fr., 1972.
S.
108.

[Back]