конечной целью общества (216:63); совокупность взглядов, признающих высокое общественное предназначение человека, признание прав человека на проявление способностей, свободного развития личности, забота о благе человека, уважение его достоинства (126:93); исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающим благо человека критерием оценки своих интересов, а принципы равенства, справедливости, человечности нормой отношений между людьми (127:27); общечеловеческое понятие, несущее в себе личностно и социально ценностную совокупность идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, провозглашающих его право на свободу, счастье, самоопределяющее развитие и творческие проявления собственных сущностных духовных и физических сил (128:285). Философия, ставя проблемы человека в мире, его отношение к миру, исследует назначение человека, изучает природу жизни ее смысла и ценностей. По особому эти вопросы решает гуманистическая философия, идеи которой нашли свое место в отечественной и зарубежной философии. Выход на этот вопрос в европейской культуре связан с многими именами (А. Бергсон, М. Бубер, К. Домбровский, Т. Ш арден и др.), в русской религиозной философии это имена Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, C.JT. Франка, П.А. Флоренского и др. Гуманизм, как философское направление, в различные эпохи развития человечества изменял формы и содержание от рефлектированного антропоцентризма до разновидности прагматизма и экзистенциализма. Объектом антропоцентризма является ценностпость человека. Римляне называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей. Гуманизм как разновидность прагматизма связан с теорией познания, согласно которой цели, мотивы, объем нашего познания являются человече102 |
14 # манистических направлений, обеспечивающих становление их субъектной позиции. Категория субъекта является одной из центральных как на общефилософском (Аристотель, Р.Декарт, И.Кант и др.), частнонаучном ( К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, М.С.Каган, 4 В.А.Лекторский и др.), так и чисто практическом уровнях. Для проведения исследований по обозначенным проблемам мы обратились к литературе по философии, психологии, педагогике, обосновывающей новую парадигму в образовании. Новая гуманистическая парадигма в высшей школе характеризуется направленностью на признание человека, как высшей ценности. Понятие гуманизма трактуется следующим образом: гуманизм ( от лат.-человечный) принцип мировоззрения , в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способностей к совершенствованию ; требование свободы и защиты достоинства личности ; идея о правах человека на счастье и в том , что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества (217:63); * гуманизм совокупность взглядов, признающих высокое общественное предназначение человека, признание прав человека на проявление способностей, свободного развития личности, забота о благе человека, уважение его достоинства (142:93); гуманизм исторически изменяющая система воззрений, признающая ценность человека как личности, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающим благо человека критерием оценки своих интересов, а 15 ь * * ♦ принципы равенства, справедливости, человечности нормой отношений между людьми (144:27); гуманизм общечеловеческое понятие, несущее в себе личностно и социально ценностную совокупность идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, провозглашающих его право на свободу, счастье, самоопределяющее развитие и творческие проявления собственных сущностных духовных и физических сил (150:285). Философия, ставя проблемы человека в мире, его отношение к миру, исследует назначение человека, изучает природу жизни, ее смысла и ценностей. По особому эти вопросы решает гуманистическая философия , идеи которой нашли свое место в отечественной и зарубежной философии. Выход на этот вопрос в европейской культуре связан с многими именами (А.Бергсон, М.Бубер, К. Домбровский, Т. Шарден и др.)» в русской религиозной философии это имена Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, С.Л. Франка, П.А. Флоренского и др. Гуманизм, как философское направление, в различные эпоразвития человечества изменял формы и содержание реф* лектированного антропоцентризма до разновидности прагматизма и экзистенциализма. Объектом антропоцентризма является ценность человека. Римляне называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей. Гуманизм, как разновидность прагматизма, связан с теорией познания, согласно которой цели, мотивы, объем нашего познания являются человеческими, т.е. порождены и обусловлены человеческими потребностями. Гуманизм в духе экзистенциального существования эти4 |