шимися важными в решении проблем подготовки будущих специалистов, можно отнести: о личности, как творчестве самого себя (Н.А.Бердяев, Е.Н. Трубецкой, С Л . Франк и др.); о сущности человека (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и др.); о целостности человека человеческой сущности в единстве всех душевно-духовных характеристик и образовании субъектной позиции (Б. Паскаль, B.C. Ш убинский и др.); о человеке как свободной, ответственной, творческой личности (Н.А. Бердяев, П.А. Кропоткин, Э. Фромм, В. Франкл и др.); об авторстве человека и созидании самого себя (К.А. Абульханова-Славская и др.); о саморазвитии личности как « регулятивной идее» (В. Библер); о духовной и социальной зрелости человека на основе всей его жизни (Л.П. Буева, М.М. Бахтин). Понятие гуманизма Н.А. Бердяев рассматривает как освобождение творческой личности, что стало наиболее важным в наше время. Происходящие изменения в обществе повлекли за собой необходимость создания новой философии образования, новой парадигмы, новой этики в образовании. Философ показывает, как гуманизм привел в своем развитии к секуляризации культуры в том, что техническая цивилизация, отсутствие осознания направлений развития гуманной личности студентов при изучении основ наук разрывает целостную человеческую сущность и превращает его в пресловутого «винтика». Проблема человека, по мнению философа, проблема свободы, творчества, личности и духа. Проблема творчества на ряду со свободой занимает центральное место в мировоззрении философа. «Человек был создан, чтобы стать творцом». Однако, этика творчества основана на нравственных дарованиях человека. «Любой творческий акт имеет нравственное значение, будь то познавательное или эстетическое творчество» [38:10]. «Рассудительное обучение» отстаивали в своих сочинениях М. Монтень и Ф. Рабле, предлагая: самостоятельно «ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром» [163:32]. Обоснование и оформление идеи гуманизма получили в XY1I веке. Для И. Канта, гуманизм это « чувство блага в общении с другими: с одной сторо105 |
16 (0 * ческие ценности и ценности бытия рассматривает только в рамках человеческой деятельности (219:91). Греческая философия постигла человека как изначально разумное существо, достигшее самосознания. Сократ призвал идти дальше, к познанию самого себя, к выработке своих жизненных ценностей, своих представлений о культуре. Внутренняя сосредоточенность, наклонность к самоуглублению, самопознание универсальное качество, по мнению Сократа, которые являются источником свободы человека. В философии Сократа нашла отражение идея о человеке как авторе самого себя. Он указал на зависимость судьбы человека от активности и продуктивности его работы над собой. В ХУ1 веке философ М.Монтень пришел к выводу, который не утратил своей актуальности в наше время: «Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными. И если можно ученым быть чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью» (171:127). «Рассудительное обучение» отстаивали в своих сочинениях М.Монтень и Ф.Рабле, предлагая: самостоятельно «ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром» (171:32). Обоснование и оформление идеи гуманизма получили в ХУП веке. Для И. Канта, гуманизм это «чувство блага в общении с другими, с одной стороны, всеобщее чувство участия, а с * другой, возможность внутренне и всеобщим образом общаться с другими...». Философия И. Канта это философия нравственности и индивидуальности человека. Она основана на том, что нравственность можно познать и усвоить, а знания позволяют действовать в соответствии с ней. Однако в каждом отдельном 18 ны, затрагивающими все человеческое существо. Отсюда идеал личной жизни «по правде»,»по совести», «по справедливости». Такая мысль изложена С.Л.Франком в статье «Сущность и ведущие мотивы русской философии». Важнейшее значение сегодня приобретает идея о человеке, человеческой свободе духа, духовного единения лю, ка с миром и космосом. (Н.А.Бердяев,С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев, Л.Ф.Лосев и др.). Гуманистические традиции в большей или меньшей степени отражены в развитии философской мысли до настоящего времени. К таким идеям, оказавшимися важными в решении проблем подготовки будущих учителей, можно отнести: о личности, как творчестве самого себя Н.А.Бердяев ,Е.Н.Трубецкой СЛ.Франк и др.); о сущности человека Н.А. Бердяев, Н.О.Лосский , и др.); о целостности человека человеческой сущности в единстве всех душевно-духовных характеристик и образовании субъектной позиции ( Б.Паскаль, В.С.Шубинский и др.); о человеке как свободной, ответственной, творческой личности ( Н.А.Бердяев ,П.А. Кропоткин, Э.Фромм, В.Франкл и др.); об авторстве человека и созидании самого себя (К.А.АбульхановаСлавская и др.); о саморазвитии личности как « регулятивной идее» ( В.Библер); о духовной и социальной зрелости человека на основе всей его жизни (4,39,45,46,52,145,148,231,244,248) Л.П Буева , М.М.Бахтин) Так, С.Н.Булгаков рассматривает хозяйственную деятельность человека как творческий процесс овладения миром, указывает на творческий характер самого возникновения человека и его существования в мире. 19 * Н.А.Бердяев проповедник идей свободы и социальной т Ф справедливости, признавал примат свободы над бытием. В работе «Судьба человека в современном мире» он отмечает , что « сознаваемость и познаваемость нашего субстанцконного «Я» есть источник всякого истинного бытия. Творческое осознание духом смысла человеческого существования». Человек должен понять себя, утверждает философ, не как объекта, а осознать себя изнутри, со стороны собственного существования. В такой субъектной философии мир констатируется установлением к нему ценностного отношения. «Человек есть микрокосма и макрокосма. Но человек есть существо природное, ограниченное, человек есть личность, которую следует отличать от индивида. Личность есть категория духовная... Речь идет не о свободе в истине, а о свободе принять или отвергнуть истину» (45:13). Проблема творчества наряду со свободой занимает центральное место в мировоззрении философа. Он утверждает, что «человек был создан стать творцом». Понятие гуманизма Н.А.Бердяев рассматривает как освобождение творческой личности, что стало наиболее важным в наше время. Проблема человека, по мнению философа, проблема свободы, творчества, личности и духа. Однако его этика творчества основана на нравственных дарованиях человека. «Любой творческий акт имеет нравственное значение, будь то познавательное или эстетическое творчество» (45:10). Гуманизм философии Э.Фромма состоит в том, что философ обеспокоен проблемами человека. Любой человек ориентирован в своей жизни, отмечает философ, на определенные ценности социальные, моральные, психологические и др. Созидательные силы человека творят добро. Э.Фромм считает, что зло в человеке |