ны, всеобщее чувство участия, а с другой, возможность внутренне и всеобщим образом общаться с другими...». Философия И. Канта это философия нравственности и индивидуальности человека. Она основана на том, что нравственность можно познать и усвоить, а знания позволяют действовать в соответствии с ней. Однако в каждом отдельном случае нравственность следует наполнять личностными смыслами, поэтому особое внимание в его философии уделено самопознанию. Для наших исследований важна также позиция философа на человека как самоценность. Он видит в труде души человека —в нравственном переживании источник саморазвития [112]. Гуманистические традиции в большей или меньшей степени отражены в развитии философской мысли до настоящего времени. К таким идеям, оказавшимися важными в решении проблем в подготовке будущих специалистов в высшей школе, можно отнести: идеи целостности личности, творческой направленности в развитии, свободы в развитии, обретении зрелости в процессе развития. Проблема целостного человека, обретение гармонии в красоте и добре, Богочеловека, постижении идеала, раскрыты в трудах философов: И.В. Кириевского, А. Хомякова, В. Соловьева и других философов гуманистов, обозначивших идеи, который положены в основу развития человека, как субъекта жизни и саморазвития. Из рассмотренного выше видно, что все идеи философов гуманистов отражают ту или другую сторону гуманизма. Анализ представленных определений гуманизма и учения философов позволяют выделить существенные признаки этого понятия, которые положены в основу гуманистических основ профессиональной подготовки архитектора средствами рисунка. К таким существенным признакам отнесем : система воззрения на человека как ценности; безграничность возможностей человека, безграничность его совершенствования; стремление к свободе; право человека на счастье; благополучие духовное и нравственное; понимание свободы как свободы выбора и ответственность за него; целеустремленность, самостоятельность, самодеятель106 |
16 (0 * ческие ценности и ценности бытия рассматривает только в рамках человеческой деятельности (219:91). Греческая философия постигла человека как изначально разумное существо, достигшее самосознания. Сократ призвал идти дальше, к познанию самого себя, к выработке своих жизненных ценностей, своих представлений о культуре. Внутренняя сосредоточенность, наклонность к самоуглублению, самопознание универсальное качество, по мнению Сократа, которые являются источником свободы человека. В философии Сократа нашла отражение идея о человеке как авторе самого себя. Он указал на зависимость судьбы человека от активности и продуктивности его работы над собой. В ХУ1 веке философ М.Монтень пришел к выводу, который не утратил своей актуальности в наше время: «Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными. И если можно ученым быть чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью» (171:127). «Рассудительное обучение» отстаивали в своих сочинениях М.Монтень и Ф.Рабле, предлагая: самостоятельно «ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром» (171:32). Обоснование и оформление идеи гуманизма получили в ХУП веке. Для И. Канта, гуманизм это «чувство блага в общении с другими, с одной стороны, всеобщее чувство участия, а с * другой, возможность внутренне и всеобщим образом общаться с другими...». Философия И. Канта это философия нравственности и индивидуальности человека. Она основана на том, что нравственность можно познать и усвоить, а знания позволяют действовать в соответствии с ней. Однако в каждом отдельном 17 т случае нравственность следует наполнять личностными смыслами, поэтому особое внимание в его философии уделено самопознанию. Для наших исследований важна также позиция философа человека как самоценность. Он видит в труде души человека в нравственном переживании источник саморазвития (134). * В основу современной образовательной парадигмы были взяты воззрения философов XX столетия на жизнь, как первичную реальность, которая «представляет собой целостный организованный процесс, не требующий разделения материи и духа, бытия и сознания» (70:15). Эти идеи отражены в работах Ф.Ницше, В.Дальтея , Г.Зиммеля, А.Бергсона ,Л.Клагеса. В таком понимании человек это индивидуальная жизнь, в каждый момент которой личность находится в развитии. Так, французский философ А.Бергсон пишет, что человек живет, растет в процессе творческого сознания и свободного развития в соответствии с внутренним присущим ему стремлением к жизни. Наиболее важным для наших исследований в многоаспектном процессе подготовки будущих учителей оказался возврат к духовным истокам русской философии. Её нравственно♦ гуманистическая ориентация представляет собой космос прошлого, выраженный в категории духа. Категория духа представляет спектр интуитивного, поэтического, чувственно-личностного , это живое движение души , личностного переживания. Такая характеристика представлена С.Н.Булгаковым В.С.Соловьевым, П.А.Флоренским,С.Л.Франком . Кроме категории «духа» русская философия рассматривала понятие «правды». Понятие «правда» осознается как нравственная правда, нравственная основа жизни. «Правда» отождествляется с внутренними переживаниями исти 20 можно обуздать и пробудить творческие силы, силы добра и содомя, восстановить духовную связь между лю создать здоровую целостную личность. И здесь большая роль, по мнению Э.Фромма, отводится педагогике. Проблема целостного человека, обретение гармонии в красоте и добре, постижении идеала, раскрыты в трудах философов: И.В.Кирневского, В.Соловьева, А.Хомякова и других гуманистов, обозначивших идеи, которые положены в основу развития человека как субъекта жизни и саморазвития. Из рассмотренного выше видно, что все идеи философов гуманистов отражают ту или другую сторону гуманизма. Анализ представленных определений гуманизма и учения философов позволяют выделить существенные признаки этого понятия, которые положены в основу гуманистических основ профессиональной подготовки будущих учителей в наших исследованиях. К таким существенным признакам отнесем: человек высшая ценность; безграничность возможностей человека и его совершенствование; стремление к свободе, понимаемой как свобода выбора и ответственность за него; право человека на счастье; благополучие духовное и нравственное; целеустремленность, самостоятельность, самодеятельность, единство общественного и личного, сознательность, совесть , самопреодоление; творческое проявление собственных сущностно-духовных и физических сил, свободное самоопределение и развитие личности как субъекта. Современные мировоззренческие цели оказывают влияние на философско-методологическое обоснование существа перехода содержательных единиц образования от ЗУНов в традиционной педагогике к примату личностно-ценностных и общественно * значимых структур (целей) учебно-воспитательного процесса в |