Проверяемый текст
Лебедева, Галина Васильевна; Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета (Диссертация 1998)
[стр. 116]

средованным.
В зависимости от этого в познании выделяют две тесно связанные между собой ступени чувственное познание и логическое познание, называемое также абстрактным мышлением.
Всякое познание начинается с живого созерцания с
ощущений, чувственных восприятий.
Под «ощущением» мы понимаем отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета.
Решая проблему обучения
рисунку в высшей технической школе, необходимо выяснить различные точки зрения, сложившиеся в науке по вопросу о восприятии.
Известно, что термины «ощущение» и «восприятие» имеют двойственное значение.
Для
философов категории ощущения и восприятия определяются как элементарные первичные ступени индивидуального познания, определенная форма психического отражения внешнего мира.
Психологи же под понятиями» ощущение» и «восприятие» подразумевают определенные виды образов.
Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность.
Предметность имеет множество свойств, в том числе, такие как реальность, объективированность,
означенность, константность и др.
В отечественной психологии деятельный подход к восприятию развивали многие ученые.
Особенно следует отметить
среди них JI.C.
Выготского, А.Н.
Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, П.Я.
Гальперина, Б.М.
Теллова [70, 71, 74, 141, 206].
Они убедительно доказали, что предметные образы восприятия имеют чувственную основу.
Мысленные образы, к числу которых относятся образы памяти, представления и воображения, чувственной основы лишены, так как «представление» это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но который в той или иной форме ранее воспринимался.
Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим, фантастическим, созданным воображением.
В восприятии можно выделить два плана чувственный и предметный.
То
116
[стр. 22]

22 Восприятие является одной из сторон познания человеком мира.
Оно представляет собой достаточно сложный процесс отражения объективного мира в сознании человека.
Это отражение может быть непосредственным и опосредованным.
В зависимости от этого в познании выделяют две тесно связанные между собой ступени чувственное познание и логическое познание, называемое также абстрактным мышлением.
Всякое познание начинается с живого созерцания с
ощущении, чувственных восприятий.
Под "ощущением” мы понимаем отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета.
Решая проблему обучения
истории искусств в высшей технической школе, необходимо выяснить различные точки зрения, сложившиеся в науке по вопросу о восприятии Известно, что термины "ощущение" и "восприятие" имеют двойственное значение.
Для
Аилособое категории ощущения и восприятия определяются как элементарные первичные ступени индивидуального познания, определенная форма психического отражения внешнего мира.
Психологи же под понятиями" ощущение" и "восприятие" подразумевают определенные виды образов.
Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность.
Предметность имеет множество свойств, в том числе такие как реальность, объективированность,
означенностъ, константность и др.
В отечественной психологии деятельный подход к восприятию развивали многие ученые.
Особенно следует отметить


[стр.,23]

23 среди них Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Гальперина П.Я., Теплова Б.М.
[50, 51, 53, 104, 105, 157, 158, 172].
Они убедительно доказали, что предметные образы восприятия имеют чувственную основу.
Мысленные образы, к числу которых относятся образы памяти, представления и воображения, чувственной основы лишены, так как "представление" это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но который в той или иной форме ранее воспринимался.
Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим, фантастическим, созданным воображением.
В восприятии можно выделить два плана чувственный и предметный.
То
есть, можно сказать, что одни и те же ощущения организованы в разные восприятия.
Из истории психологии известно, что ученые, принадлежавшие к различным эпохам и школам, обращали внимание на эту двуплановость, двойственность образа восприятия.
Дж.
Гибсон [561 отмечал, что в зависимости от установки наблюдателя возможны два способа восприятия: видимого мира и видимого поля.
Второй способ, считал он, возможен лишь при особой установке на "картинный" способ видения и он доступен лишь тем, кто владеет навыками самонаблюдения(аналитическая интроспекция), которым легче подвергнуть рисунок, труднее реальную сцену.
Далее Гибсон отмечал, что специфика зрительного восприятия состоит в том, что наряду с низшими формами восприятия человек обладает и высшими культурными формами (восприятия картин).
Язык, музыка, живопись-это элементы особого, созданного человеком мира духовной культуры, восприятие которого подчиняется особым закономерностям, отличающим его от низ

[Back]