его от житейского взора» [233]. Педагогическая практика способствует тому, чтобы извлекаемая информация становилась все более тонкой и совершенной, более точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь. Заслуживает внимание утверждение II.II. Ростовцева о том, что основной задачей рисунка является указание путей правильного познания и отражения реальной действительности. Чем правильнее студент видит и понимает закономерности строения натуры, тем лучше и грамотнее будет его восприятие [201]. Картина (любое произведение искусства) это также разновидность письма, что позволяет накапливать, сохранять, удалять и заменять инварианты, которые были извлечены художником. Изобразительное искусство в большой степени отражает субъективное восприятие мира художником, поэтому на картине изображается лишь то, что он заметил , и что он посчитал важным для своего внимания и с авторским отношением к изображаемому. Художник всегда оперирует образами, которые ранее он видел и научился узнавать в жизни. Необходимо подчеркнуть, в связи с этим, что с помощью произведений искусства знания о мире передаются как бы из вторых рук, а потому они являются прекрасным эффективным средством обучения, воспитания и развития будущего специалиста-архитектора. Итак, кроме чувств и эмоций в учебном процессе обучения рисунку требуется целевая установка на познание научных знаний, умений и навыков, на развитие воспринимающей системы личности студента. В настоящее время среди педагогов-практиков существует определенная растерянность перед наличием большого количества теорий, которые порой дают взаимоисключающее толкование понятий и могут сбить с толку неопытного педагога. В частности, речь идет о теории ограниченных возможностей человека. Главный ее тезис состоит в том, что любые попытки обучения ни к чему не приведут. Далее делается вывод, что причину неудач при обучении следует искать не в ошибках преподавателя, в его недостаточном профессиона118 |
25 Педагогическая практика способствует тому, чтобы извлекаемая информация становилась все более тонкой и совершенной, более точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь. Заслуживает внимание утверждение Ростовцева Н.Н. о том, что основной задачей рисунка является указание путей правильного познания и отражения реальной действительности. Чем правильнее студент видит и понимает закономерности строения натуры, тем лучше и грамотнее будет его восприятие [153]. Картина (любое произведение искусства) это также разновидность письма, что позволяет накапливать, сохранять, удалять и заменять инварианты, которые были извлечены художником. Изобразительное искусство в вышей степени избирательно, поэтому на картине изображается лишь то, что заметил ее автор, и что он посчитал важным для своего внимания. Художник всегда оперирует инвариантами, замечать которые он научился ранее. Необходимо подчеркнуть, в связи с этим, что с помощью произведений искусства знания передаются как бы из вторых рук, а потому они являются прекрасным эффективным средством обучения, воспитания и развития будущего специалиста архитектора. Итак, кроме чувств и эмоций в учебном процессе изучения истории искусств требуется целевая установка на познание научных знаний, умений и навыков, на развитие воспринимающей системы. В настоящее время среди педагогов практиков существует определенная растерянность перед наличием большого количества теорий, которые порой дают взаимоисключающее толкова 26 кие понятий и могут сбить с толку неопытного педагога. В частности, речь идет о теории ограниченных возможностей человека. Главный ее тезис состоит в том, что любые попытки обучения ни к чему не приведут. Далее делается вывод, что причину неудач при обучении следует искать не в ошибках преподавателя, в его недостаточном профессионализме, а исключительно в не талантливости обучаемого. Например, в основе таких теорий, как тестирование интеллекта и прогрессивизма лежат законы о наследственных и врожденных факторах. Функции преподавателя изобразительного искусства в свете этих концепций должны ограничиваться лишь созданием благоприятной почвы для вызревания и расцвета врожденных способностей студента, на чем настаивают некоторые педагоги. Таким образом, от преподавателя требуется лишь стоять в стороне, чтобы не мешать, не искажать процесс спонтанного развития природных сил студента. Далее утверждается, что образование не является само по себе самостоятельной силой, а по этому поле его деятельности сильно ограничено. Отмечается, что познание искусства, развитие эстетического вкуса требует какого то иного творческого мыслительного и духовного акта, чем изучение всех остальных предметов. На наш взгляд, теоретической базой для развития системы образования должна быть концепция обучаемости любого нормального учащегося. В свое время Дж. Локк утверждал, что формирование человеческой личности на девять десятых определяется воспитанием и образованием, поэтому образование считалось чрезвычайно важным формирующим фактором. В настоящее время растет понимание того факта, что образование |