При изучении рисунка можно реализовать идеи гуманизма в общении и учебных видах деятельности при целеполагании, моделировании гуманитарных систем, организации деятельности и ее рефлексии. А это и характеризует становление гуманистической позиции при взаимодействии гуманитарных систем человека, образования и жизнедеятельности. В своей работе, взяв за основу системный подход ученых-педагогов, мы вышли на рассмотрение понимания обучения как целостности, т.е. системы, где учебно-воспитательный процесс рассматривается как функционирование и развитие системы. Развитие сложной системы обучения характеризуется переходом ее в новое качественное состояние: обучения в самообучение, воспитания — в самовоспитание, развития —в саморазвитие, а функционирование нами рассматривается как одна из трех системообразующих характеристик системы (см. схема прил. 4). В свете рассмотренного анализа гуманистических концепций воспитания и развития можно сделать вывод, что в фокусе их находится человек в качестве субъекта педагогического процесса, сам же педагогический процесс рассматривается как целостность, т.е. сложная система. Взаимодействие ее подсистем и составляет педагогический процесс. Упорядочение этих понятий, наполнение смыслами художественного образования, гуманистических традиций обучения студентов-архитекторов рисунку и составило задачу наших исследований. Опираясь на идеи П.Ф. Каптерева о педагогическом процессе как «саморазвиваю щ ейся системе», внутренней стороной которой является взаимодействие педагога и воспитанников с целевой установкой на развитие и сам оразвитие личности как целостности; на идеи К.Д. Ушинского о педагогической системе и определившего целью этой системы развитие человека как целостности, а также на современные исследования по теории систем, позволили нам в своих исследованиях рассматривать обучение и воспитание при изучении рисунка в вузе как гум анитарны е системы [113, 236]. Гуманитарная система, это система, которая создается в процессе деятельности человека с его собственным способом моделирования мира в единст57 |
44 т ния знаний может стать одновременно процессом интеллектуального развития личности, ее духовного богатства. Ценными для нас оказались идеи К.Д. Ушинского о процессе обучения как взаимодействии преподавания и учения. В своей работе, взяв за основу подход ученых педагогов, мы вышли на рассмотрение понимания обучения как целостности, т.е. системы, где учебновоспитательный процесс рассматривается как функционирование и развитие системы. Развитие сложной системы обучения характеризуется переходом ее в новое качественное состояние : обучение в самообучение, воспитание в самовоспитание, развитие-в саморазвитие, а функционирование нами рассматривается, как одна из трех системообразующих характеристик системы. Теоретическое обоснование такого подхода будет рассмотрено в последующем изложении данной работы. * # Дидактическое учение К.Д. Ушинского и других теоретиков и практиков педагогики пронизано идеей активности учения, что получило широкое развитие в исследованиях многих психологов и педагогов. Анализ этих идей оказался полезным для формирования нашей позиции в понимании субъекта учения и субъекта преподавания. Анализ наследия К.Д. Ушинского показал научную обоснованность вопросов нравственного воспитания на принципах морали : долг, свобода, достоинство и др. и идей общечеловеческих духовных ценностей как основы гуманистического направления в подготовке будущих учителей. В свете рассмотренного анализа гуманистических концепций воспитания и развития можно сделать ряд предварительных обобщений, что в фокусе их находится человек в качестве субъекта педагогического процесса, сам же педагогический процесс 53 Опираясь на идеи П.Ф. Каптерева о педагогическом процессе как “саморазвивающейся системе”, внутренней стороной которой является взаимодействие педагога и воспитанников с целевой установкой на развитие и саморазвитие личности как целостности; на идеи К.Д. Ушинского о педагогической системе и определившего целью этой системы развитие человека как целостности, а также на современные исследования по теории систем, позволили нам в своих исследованиях рассматривать обучение и воспитание в школе и вузе как гуманитарные системы. Так, Э.Н. Гусинский пишет, что “гуманитарная система, это система, которая создается в процессе деятельности человека с его собственным способом моделирования мира в единстве сознания и бессознательного” , далее : “гуманитарная система это личностно-подобная целостность” (96:97). Система обучения это такое образование, “ на поведение которой сильное влияние оказывают суждения , восприятия и эмоции человека “ , поэтому она относится к гуманитарным . ( Л. Заде). В своих исследованиях Гусинский Э.Н. отмечает, что спектр объектов гуманитарных систем широк, среди них он выделяет личность и культуру , в социальном пространстве которых человек живет , моделирует взаимодействие своего бытия в окружающем мире. А.Л. Котельников утверждает: система” (216:25). 44 • * сам человек Наука свидетельствует, что человек для своей жизни на земле должен научиться моделировать мир своего поведения в данном времени11пространстве, а мир и пространство-системы. Эта мысль подтверждена многими учеными, философами, социологам^ Р.Ф. Абдеев, В.Н. Вернадский, В. Гейзенберг, Ф. Капра, 56 стность , как гуманитарную систему* способствующую становлению гуманистической субъектной позиции будущего учителя. Субъектная позиция в интеллектуальном и духовном развитии обеспечивается образовательными целями, реализуемыми в репродуктивной и креативной деятельности ; в установлении отношений с миром, с участниками процесса, с самим собой на основе принципов гуманизма. Итак, анализ педагогических исследований в общей педагогике и педагогике высшей школы подтверждает признание важности идей гуманизма для обучения , воспитания и развития личности как субъекта-носителя идей гуманизма. Субъектная позиция личности позволяет реализовать идеи гуманизма в общении и других видах деятельности при целеполагании, моделировании гуманитарных систем, организации деятельности и ее рефлексии. А это и характеризует становление субъектной гуманистической позиции при взаимодействии гуманитарных систем человека, образования и жизнедеятельности. Обучение есть развивающаяся система, имеющая ценностноцелевую системообразующую сущность , на которую направлено взаимодействие подсистем ( преподавание и учение) , создающее педагогические условия развития гуманной субъектной позиции будущего учителя. |