Разрешение сложных социальных проблем возможно только на основе духовного возрождения. Духовный уровень каждого человека и общества в целом отражает уровень социального развития. Поступательное развитие социальных основ зависит от степени преодоления зла в духовной сфере отношений между людьми. Учебная дисциплина академический рисунок является социальной наукой, которая впитала в себя духовные ценности людей различных эпох и народов. Поэтому, рассматривая систему художественного образования важно учитывать и анализировать ее с позиций культурологического подхода. При обучении рисунку перед педагогами встает вопрос и проблема соотношения репродуктивных и творческих аспектов, а также соотношения и взаимосвязи интеллектуального и духовного в развитии личности студента и профессиональном становлении специалиста на основе идей гуманизации и гуманитаризации. В настоящее время изучение окружающего мира и законов его отражения в сознании людей достигло такого уровня, что уже недостаточно в процессе познания оперировать понятиями, выражающими нечто отдельное, нерасчлененное, единичное. Так, понятие «система», являясь знанием как частью информации, в то же время характеризуется как сложное явление, взаимосвязанное, находящееся в самодвижении. Являясь философской категорией «система» в отличие от понятий «объект» и «вещь» отражает не отдельное и нерасчлененное, а противоречивое единство многого и единого [109]. Одной из противоположностей системы является «хаос», так как упорядоченность элементов в этом случае равна нулю. Мы согласны с теми выводами, которые делают в настоящее время многие ученые, что хаос отражает непознанные закономерности движения материи, а система в некотором смысле может рассматриваться как хаос по отношению к системам более высокой степени организации. Например, учащийся нашел определенные закономерности между отдельными предметами в натюрморте, но как найти цельность во всей работе, он не знает, и для него фон натюрморта является хаосом или чем-то неглавным и неясным. Как определено ранее, системы состоят из элементов. Сами же элементы 76 |
19 значит, и действовать, таким и будет то общество, в котором им предстоит жить. История искусств как учебный предмет, формируя основы профессионализма будущих архитекторов, вместе с тем передает им основы художественной и эстетической культуры. Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей. Гуманитарная художественно эстетическая культура оказывает воздействие на мировоззрение и нравственные ценности личности, формирует эстетические вкусы, содействует формированию гражданской позиции и ответственности. Формирование системы знаний о художественной культуре с позиций истории искусств раскрывает процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатую информацию о многообразии культурных ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно исторического процесса. История художественной культуры это память народов, бережно передаваемая от поколения к поколению в виде произведений искусства. Разрешение сложных социальных проблем возможно только на основе духовного возрождения. Духовный уровень каждого человека и общества в целом отражает уровень социального развития. Поступательное развитие социальных основ зависит от степени преодоления зла в духовной сфере отношений между людьми. Учебная дисциплина история искусств является социальной наукой которая впитала в себя духовные ценности людей различных эпох и народов. 20 При обучении истории искусств перед педагогами встает вопрос и проблема соотношения репродуктивных и творческих аспектов, а также соотношения и взаимосвязи интеллектуаль-у + ного и духовного в развитии личности студента и профессиональном становлении специалиста на основе идей гуманизации и гуманитаризации. Одним из наиболее важных и спорных вопросов искусства является вопрос о природе высших психических функций, о природе человеческого интеллекта. Перед педагогами постоянно встает вопрос от чего зависит психическое развитие индивида : от образования, воспитания, жизненного опыта или оно определяется врожденными качествами? Если предположить, что развитие интеллекта полностью зависит от уровня и качества образования и воспитания, то, естественно, роль этих факторов обусловливает активную творческую роль педагога. Группа ученых, которая придерживается этой концепции, полагает, что дтя того, чтобы максимально раскрылись возможности молодого человека, ему необходимо много и углубленно учиться. Так, Выготский JI.C. полагал, что именно обучение должно носить опережающий характер и вести за собой развитие, а не идти у него на поводу, как считают некоторые педагоги, думая, что они тем самым защищают интересы ребенка, его право на индивидуальные черты и потребности [50, 51]. Другая группа ученых утверждает, что уровень умственных способностей индивида предопределен от рождения и надежды на его повышение в процессе обучения практически нет. В исследованиях Лурия А.Р. [112], а также в работах многих других ученых делается упор на открытия в области |