Проверяемый текст
Лебедева, Галина Васильевна; Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета (Диссертация 1998)
[стр. 86]

вять десятых определяется воспитанием и образованием, поэтому образование считалось чрезвычайно важным формирующим фактором.
В настоящее время растет понимание того факта, что образование представляет собой процесс или совокупность процессов, в ходе которых у студента в результате его собственной деятельности, направляемой педагогами, развиваются те или иные способности, умения и навыки.
Отсюда вытекает понимание роли преподавателя и всей вузовской практики, как активной организации познавательной деятельности студентов путем привития им определенных умений, стимулирования способностей и развития ^ интеллекта,
а также моральных достоинств и эстетических представлений.
Данной точки зрения придерживались такие отечественные
психологи, как JI.C.
Выготский, Л.Н.
Леонтьев, А.Р.
Лурия [72, 162, 172] и др.
Они утверждали, что в развитии высших психических функций важная роль принадлежит практическому опыту обучающегося, в особенности такому, который связан с обучением.
Вопрос о соотношении сознания и бессознательного в художественном творчестве впервые заметил в отечественной психологии
Л.С.
Выготский [72].
Он, а так же С Л .
Рубинштейн, А.Н.
Леонтьев, B.C.
Кузин [150, 162] и другие отечественные психологи исходили из признания социально-деятельной обусловленности человека, его влечений и потребностей.
Было разработано учение о предметно-практической сущности сознания индивида в конкретноисторических условиях его
бытия.
Конечно, если ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, то едва ли возможно найти ответ на самые основные вопросы психологии познания искусства.
В то же время некоторые психологи, педагоги, художники утверждали и утверждают, что бессознательное находится вне нашего
сознания, т.е.
скрытое от нас, неизвестное нам и, следовательно, по самой природе своей оно есть нечто непознаваемое.
Но практика прекрасно показала, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное
вы86
[стр. 27]

27 представляет собой процесс или совокупность процессов, в ходе которых у студента в результате его собственной деятельности, направляемой педагогами, развиваются те или иные способности, умения и навыки.
Отсюда вытекает понимание роли преподавателя и всей вузовской практики, как активной организации познавательной деятельности студентов путем привития им определенных умений, стимулирования способностей и развития интеллект, а также моральных достоинств и эстетических представлений.
Данной точки зрения придерживались такие отечественные
психолога, как Выготский JI.C., Леонтьев Л.Н., Лурия А.Р.[50, 51, 104, 105, 112] и др.
Они утверждали, что в развитии высших психических функций важная роль принадлежит практическому опыту обучающегося, в особенности такому, который связан с обучением.
Вопрос о соотношении сознания и бессознательного в художественном творчестве впервые заметил в отечественной психологии
Выготский Л.С.
(50, 51].
Он, а так же Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Кузин B.C.
[157, 158, 104,105, 96] и другие отечественные психолога исходили из признания социально деятельной обусловленности человека, его влечений и потребностей.
Было разработано учение о предметно практической сущности сознания индивида в конкретно исторических условиях его
быта.
Конечно, если ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, то едва ли возможно найти ответ на самые основные вопросы психологии познания искусства.
В то же время некоторые психологи, педагоги, художники утверждали и утверждают, что бессознательное находится вне нашего


[стр.,28]

28 сознания, т.е.
скрытое от нас, неизвестное нам и, следовательно, по самой природе своей оно есть нечто непознаваемое.
Но практика прекрасно показала, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное
вытесняется нами в подсознательную сферу [173,174].
Механизм действия искусства сравнивается психоаналитиками с механизмом действия фантазии.
Известно, что фантазия возбуждается сильным переживанием, в основе искусства лежат всегда бессознательные и вытесненные влечения и желания.
Таким образом, становится очевидно, что если часть психологов чрезмерно преувеличивает роль сознания в процессе художественного творчества и утверждает всемогущество сознания, то психоаналитики смещают акцент в другую сторону, сводя роль сознания к нулю, и утверждая за ним только способность служить слепым орудием в руках бессознательного.
Как показывает анализ специальной литературы, в последние годы в отечественной науке утвердилось конструктивное отношение к роли бессознательного в творчестве.
Работы Узнадзе Д.Н.
[173] и его последователей заложили фундамент научной диалектико-материалистической концепции бессознательного, позволили с помощью реального психологического эксперимента исследовать сложнейшие формы и установки неосознаваемой психической деятельности человека.
К их числу относятся, например, понятие вытеснения, психологической защиты, неосознаваемого мотива поведения.
На основе понятия "установка", предложенного Узнадзе Д.Н., объединены многие аспекты психической жизни в одну

[стр.,35]

35 и принимать оптимальные жизненные и профессиональные решения.
Такая организация обучения истории искусств позволяет реализовать основные цели образования (имеется в виду единство обучения и воспитания) разностороннее развитие и формирование личности, обладающей системой интегрированных гуманитарных и естественно научных знаний, умений и ценностных ориентацией, способной к самоопределению, к активной преобразовательной профессиональной деятельности.
Мы придерживаемся позиции, что система образования содержит в себе обучение и воспитание, в центре которых всесторонне развитая личность.
Обучение и воспитание суть стороны единой системы образования.
Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке.
Воспитание предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла ("значения для меня") того, что усваивается в ходе образования.
В то же время любое усвоение ценностей (от усвоения фактов и явлений действительности до высших нравственных ценностей) невозможно без обучения.
Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы ясно, что усвоение знаний по истории искусства происходит таким образом, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное
вытесняется нами в подсознательную сферу.
Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы смоделировать систему обучения так, чтобы она функционировала

[Back]