Проверяемый текст
Лебедева, Галина Васильевна; Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета (Диссертация 1998)
[стр. 87]

тесняется нами в подсознательную сферу [44,141].
Механизм действия искусства сравнивается психоаналитиками с механизмом действия фантазии.
Известно, что фантазия возбуждается сильным переживанием, в основе искусства лежат всегда бессознательные и вытесненные влечения и желания.
Таким образом, становится, очевидно, что если часть психологов чрезмерно преувеличивает роль сознания в процессе художественного творчества и утверждает всемогущество сознания, то психоаналитики смещают акцент в другую сторону, сводя роль сознания к нулю, и, утверждая за ним только способность служить слепым орудием в руках бессознательного.
Как показывает анализ специальной литературы, в последние годы в отечественной науке утвердилось конструктивное отношение к роли бессознательного в творчестве.
Работы
Д.Н.
Узнадзе [237] и его последователей заложили фундамент научной диалектической концепции бессознательного, позволили с помощью реального психологического эксперимента исследовать сложнейшие формы и установки неосознаваемой психической деятельности человека.
К их числу относятся, например, понятие вытеснения, психологической защиты, неосознаваемого мотива поведения.
На основе понятия «установка», предложенного
Д.Н.
Узнадзе, объединены многие аспекты психической жизни в одну целостную структуру.
«Установка» это такой настрой субъекта, такое целостное динамическое состояние, которое путем правильного отражения среды, селекции психических сил обеспечивает отбор и возникновение таких психических действий и свойств, которые необходимы для реализации, стоящей перед личностью проблемы.
Педагогу, работающему над совершенствованием обучения
рисунку, необходимо учитывать это психологическое понятие, для которого характерно единство среды и потребности.
Созревание «установки» происходит на основе единства воображаемой ситуации и актуальной потребности.
В
практике работы по обучению рисунку выяснилось, что многократное повторение может образовать фиксированную «установку».
Кроме того, могут появляться и существовать нереализованные «установки» в виду неосуществленных условий.

87
[стр. 28]

28 сознания, т.е.
скрытое от нас, неизвестное нам и, следовательно, по самой природе своей оно есть нечто непознаваемое.
Но практика прекрасно показала, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу [173,174].
Механизм действия искусства сравнивается психоаналитиками с механизмом действия фантазии.
Известно, что фантазия возбуждается сильным переживанием, в основе искусства лежат всегда бессознательные и вытесненные влечения и желания.
Таким образом, становится очевидно, что если часть психологов чрезмерно преувеличивает роль сознания в процессе художественного творчества и утверждает всемогущество сознания, то психоаналитики смещают акцент в другую сторону, сводя роль сознания к нулю, и утверждая за ним только способность служить слепым орудием в руках бессознательного.
Как показывает анализ специальной литературы, в последние годы в отечественной науке утвердилось конструктивное отношение к роли бессознательного в творчестве.
Работы
Узнадзе Д.Н.
[173] и его последователей заложили фундамент научной диалектико-материалистической концепции бессознательного, позволили с помощью реального психологического эксперимента исследовать сложнейшие формы и установки неосознаваемой психической деятельности человека.
К их числу относятся, например, понятие вытеснения, психологической защиты, неосознаваемого мотива поведения.
На основе понятия "установка", предложенного
Узнадзе Д.Н., объединены многие аспекты психической жизни в одну

[стр.,29]

29 целостную структуру.
"Установка" это такой настрой субъекта, такое целостное динамическое состояние, которое путем правильного отражения среды, селекции психических сил обеспечивает отбор и возникновение таких психических действий и свойств, которые необходимы для реализации, стоящей перед личностью проблемы.
Педагогу, работающему над совершенствованием обучения
истории искусства, необходимо учитывать это психологическое понятие, для которого характерно единство среды и потребности.
Созревание "установки" происходит на основе единства воображаемой ситуации и актуальной потребности.
В
ходе эксперимента выяснилось, что многократное повторение может образовать фиксированную "установку".
Кроме того, могут появляться и существовать нереализованные "установки" в виду неосуществленных условий.

Психологи считают, что в содержании установки творчества включены наиболее интимные, объективные ценности художника, которые соответствуют его духовному миру.
В создании художественного образа участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы личности художника.
Кроме того, для создания высокохудожественного произведения необходимы объективные и субъективные факторы, которые включают в себя прежде всего врожденную способность к творчеству.
Талант, скорее, представляет собой такую концентрацию сил личности, которая облегчает создание новых форм.
Способный человек замечает такие стороны жизни, которые для человека со средними способностями почти недостижимы.
Индивидуальность художника проявляется через его темперамент, эмоции, фантазии, которые иногда проявляются в виде грез и

[Back]