Проверяемый текст
Лебедева, Галина Васильевна; Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета (Диссертация 1998)
[стр. 89]

чувственную основу [40,41,72,92,93,95, 113, 131, 142].
Формирование логического мышления предполагает познание мира на уровне понятий, суждений и умозаключений.
Таким образом, чтобы сформировать логическую мыслительную деятельность при обучении
рисунку студент должен научиться мыслить понятиями данного предмета.
М ышление
на понятийном уровне предполагает их осознание, то есть выделение существенных признаков (свойств и отношений).
Кроме того, необходимо научиться мыслительному анализу как приему, используемому при образовании понятий, который включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Выполнение практических работ по анализу
выполненных работ предполагает соединение, как чувственного восприятия, так и абстрактного мышления на основе понятийного аппарата теории построения рисунка, анализа существенных признаков применяемых понятий и теорий при выполнении заданий и на их основе выполнение рисунка.
Усвоение (т.е.
превращение в достояние личности) данных алгоритмов мыслительной деятельности при анализе
натуры и выполняемой работы происходит в следующей последовательности, основанной на методах обучения: основной понятийный аппарат должен быть усвоен на уровне осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном или близком воспроизведении(1уу); применения знаний по образцу или в сходной ситуации (2уу); творческое применение знаний в новой ранее незнакомой ситуации (3 уровень усвоения) [61].
Мы разделяем точку зрения тех психологов, которые утверждают, что знание о внешнем мире нельзя объяснить.
Знание ниоткуда не приходит, оно приобретается по мере того, как художник смотрит, осязает и т.д., т.е.
нужно научиться читать и брать эти знания у системы окружающего мира, осуществляя
информационный обмен между системами окружающего мира и самого человека.
Изучение проблемы соотношения репродуктивных и творческих факторов при обучении
рисунку требует выяснения роли памяти в восприятии реаль89
[стр. 30]

30 сновидений, а затем запечатлеваются в произведения искусства.
Методика поэтапного обучения различным видам искусства предполагает, что в области постижения основ искусства с развитием восприятия развивается и сознание студентов об окружающем мире.
Границы восприятия их постоянно расширяют ся, чему способствует изучение художественного наследия предшествующих поколений, рост научно-теоретических знаний, практические работы.
Выполнение различных заданий по истории искусства дает возможность мыслить студенту , средствами искусства, что может служить источником вторичной фантазии и эстетического удовольствия, активизировать творческое воображение.
Кроме того, различные типы заданий, которые предлагает педагог,постепенно формируют умение воспринимать и анализировать произведения искусства, соотносить полученные знания со своим внутренним опытом.
Процесс познания окружающего мира включает непосредственное или чувственное познание и опосредованное или логическое познание.
Чувственное познание предполагает отражение окружающей действительности на уровне ощущений, восприятий и представлений.В своих исследованиях ученые психологи отечественной школы убедительно доказали, что предметные образы восприятия имеют чувственную основу [44,45,49,106, 107,160,174].
Формирование логического мышления предполагает познание мира на уровне понятий, суждений и умозаключений.
Таким образом, чтобы сформировать логическую мыслительную деятельность при обучении
истории искусства студент должен научиться мыслить понятиями данного предмета .
Мышление


[стр.,31]

31 на понятийном уровне предполагает их осознание, то есть выделение существенных признаков ( свойств химических, физических и отношений).
Кроме того, необходимо научиться мыслительному анализу как приему, используемому при образовании понятий, который включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Выполнение практических работ по анализу
произведений искусств предполагает соединение, как чувственного восприятия, так и абстрактного мышления на основе понятийного аппарата истории искусств, анализа существенных признаков конкретного произведения и на их основе определения принадлежности данного произведения к той или иной школе или направлению.
Усвоение ( т.е.
превращение в достояние личности) данных алгоритмов мыслительной деятельности при анализе
произведений искусства происходит в следующей последовательности, основанной на методах обучения : основной -понятийный аппарат должен быть усвоен на уровне осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном или близком воспроизведении(1уу); применения знаний по образцу или в сходной ситуации (2уу); творческое применение знаний в новой ранее незнакомой ситуации(3 уровень усвоения) [701.
Мы разделяем точку зрения тех психологов, которые утверждают, что знание о внешнем мире нельзя объяснить.
Знание ниоткуда не приходит, оно приобретается по мере того, как художник смотрит, осязает и т.д., т.е.
нужно научиться читать и брать эти знания у системы окружающего мира, осу


[стр.,32]

32 ществляя информационный обмен между системами окружающего мира и самого человека.
Изучение проблемы соотношения репродуктивных и творческих факторов при обучении
истории искусства требует выяснения роли памяти в восприятии реального произведения искусства, и его последующего анализа.
В соединении чувственного и интеллектуального познания при восприятии произведении искусства.
Для того, чтобы извлекать информацию из окружающего мира, необходимо понять основы обучения, т.е.
способствовать улучшению восприятия в процессе своей познавательной деятельности.
Выполняя учебные задания по истории искусств, студенты приобретают опыт анализа произведений искусства сначала по готовым алгоритмам, а затем выходят на осознание построения алгоритмов выполнения анализа ( см.
приложение 8, ), а затем на возможность применения их при выполнении других видов работ ( см.
приложение 7 ).
Таким образом, к процессу восприятия подключается необходимость использования сохраняемых моделей усвоеных способов интеллектуальной деятельности.
Ожидание, предвосхищение, планирование, это осознание изображаемых явлений или событий, которые реально существовали или которые были созданы воображением художника это то, что составляет основу творческой деятельности при познании мира посредством искусства.
Еще раз подчеркнем, что процесс взаимодействия восприятия, памяти, мышления в ходе обучения истории искусств не стихиен, а его эффективность определяется системой целенаправленного педагогического воздействия.

[Back]