Проверяемый текст
Лебедева, Галина Васильевна; Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета (Диссертация 1998)
[стр. 92]

дента.
Организовывая такую познавательную деятельность при
обучении рисунку преподаватель помогает своим студентам войти в мир их времени уверенными, образованными и воспитанными, умеющими делать правильный моральный выбор и принимать оптимальные жизненные и профессиональные решения.
Такая организация обучения
рисунку студентов-архитекторов позволяет реализовать основные цели образования (имеется в виду единство обучения и воспитания) разностороннее развитие и формирование личности, обладающей системой интегрированных гуманитарных и естественно-научных знаний, умений и ценностных ориентацией, способной к самоопределению, к активной преобразовательной профессиональной деятельности.
Мы придерживаемся позиции, что система образования содержит в себе обучение и воспитание, в центре которых всесторонне развитая личность.
Обучение и воспитание суть стороны единой системы образования.
Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке.
Воспитание предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла («значения для меня») того, что усваивается в ходе образования.
В то же время любое усвоение ценностей (от усвоения фактов и явлений действительности до высших нравственных ценностей) невозможно без обучения.
Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы ясно, что усвоение знаний
при обучении рисунку происходит таким образом, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу.

Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы смоделировать систему обучения так, чтобы она функционировала
синхронно с системой восприятия изображаемых объектов личностью студентов на основе принципов дополнительности и комплиментарности.
Мы стоим на позиции, что студент это личность, находящаяся в соот92
[стр. 28]

28 сознания, т.е.
скрытое от нас, неизвестное нам и, следовательно, по самой природе своей оно есть нечто непознаваемое.
Но практика прекрасно показала, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу
[173,174].
Механизм действия искусства сравнивается психоаналитиками с механизмом действия фантазии.
Известно, что фантазия возбуждается сильным переживанием, в основе искусства лежат всегда бессознательные и вытесненные влечения и желания.
Таким образом, становится очевидно, что если часть психологов чрезмерно преувеличивает роль сознания в процессе художественного творчества и утверждает всемогущество сознания, то психоаналитики смещают акцент в другую сторону, сводя роль сознания к нулю, и утверждая за ним только способность служить слепым орудием в руках бессознательного.
Как показывает анализ специальной литературы, в последние годы в отечественной науке утвердилось конструктивное отношение к роли бессознательного в творчестве.
Работы Узнадзе Д.Н.
[173] и его последователей заложили фундамент научной диалектико-материалистической концепции бессознательного, позволили с помощью реального психологического эксперимента исследовать сложнейшие формы и установки неосознаваемой психической деятельности человека.
К их числу относятся, например, понятие вытеснения, психологической защиты, неосознаваемого мотива поведения.
На основе понятия "установка", предложенного Узнадзе Д.Н., объединены многие аспекты психической жизни в одну

[стр.,34]

34 учебных задач.
Решая задачи усвоения информации по истории искусства и соединения ее с усвоением способов интеллектуальной деятельности, студент должен постоянно закреплять свои знания и навыки путем выполнения специальных упражнений, внимательно анализировать произведение искусства по предлагаемым или самостоятельно составленным алгоритмам.
Так, Волков Н.Н.
[441 писал, что необходимо изучать работы больших мастеров, что это активное восприятие формирует основы дальнейшего профессионализма специалиста.
Большую роль в обучении в вузе играет и самостоятельная познавательная деятельность студентов, посредством которой он познает и преобразует окружающий мир и таким образом изменяется сам, т.е.
он учится, развивается, овладевает навыками и совершенствует способности, формируются его мировоззрение, характер, вкусы, самостоятельность.
В учебной программе обучения истории искусств важен учет взаимосвязей между процессом восприятия и аналитико синтетической деятельностью при анализе произведений искусства, между мотивами познавательной деятельности студентов и отношением к произведениям искусства.
Анализ соотношения репродуктивных и творческих факторов показывает, что при выходе на творческий уровень усвоение информации и способов деятельности происходит на фоне положительной мотивации к процессу научного познания, что позволяет прогнозировать позитивные изменения в развитии личности студента.
Организовывая такую познавательную деятельность при
изучении истории искусства преподаватель помогает своим студентам войти в мир их времени уверенными, образованными и воспитанными, умеющими делать правильный моральный выбор

[стр.,35]

35 и принимать оптимальные жизненные и профессиональные решения.
Такая организация обучения
истории искусств позволяет реализовать основные цели образования (имеется в виду единство обучения и воспитания) разностороннее развитие и формирование личности, обладающей системой интегрированных гуманитарных и естественно научных знаний, умений и ценностных ориентацией, способной к самоопределению, к активной преобразовательной профессиональной деятельности.
Мы придерживаемся позиции, что система образования содержит в себе обучение и воспитание, в центре которых всесторонне развитая личность.
Обучение и воспитание суть стороны единой системы образования.
Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке.
Воспитание предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла ("значения для меня") того, что усваивается в ходе образования.
В то же время любое усвоение ценностей (от усвоения фактов и явлений действительности до высших нравственных ценностей) невозможно без обучения.
Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы ясно, что усвоение знаний
по истории искусства происходит таким образом, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу.
Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы смоделировать систему обучения так, чтобы она функционировала

[Back]