Количественное превалирование курсантов изначально неориентированных на работу в системе МВД, приходилось признать закономерной тенденцией. На данном этапе нами проводилась работа по таким направлениям как: выявление наличного уровня самоактуализации курсантов, степени их реальной включенности в процесс сознательного личностного саморазвития; практическое изучение актуального состояния личностного мировоззрения будущего сотрудник ОВД, анализ развитости компонентов, составляющих данную гуманитарную подсистему; полученные результаты на этапе побудили нас изучить потенциальные возможности образовательного процесса вуза МВД в плане усиления гуманистической направленности курсантов. Целесообразность исследования наличного уровня самоактуализации курсантов и степени их реальной включенности в процесс сознательного личностного саморазвития определяется представленным в предыдущих главах положением, что гуманистическое мировоззрение, проявляющееся как в личностной, так и в профессиональной сфере является не столько результатом усвоения специалистом соответствующих знаний и технологий, касающихся гуманизации правоохранительной деятельности, сколько следствием его собственной личностной самоактуализации. В связи с этим в группах, избранных в качестве экспериментальных, проводились исследования уровня личностной самоактуализации курсантов с помощью опросника «САМОАЛ» включающим: шкалу автономности, измеряющую способность личности опираться на себя, определяющую уровень независимости и ответственной свободы человека, а также степень психического здоровья личности, ее целостности и полноты; шкалу ориентации по времени, показывающую, насколько человек склонен жить в настоящем, не откладывая свою жизнь и личностный рост на будущее и не пытаясь жить событиями прошлого; 109 |
практическое изучение актуального состояния личностного мировоззрения будущего сотрудник ОВД, анализ развитости компонентов, составляющих данную гуманитарную подсистему. В 2000-2003 годах нами было проведено анкетирование курсантов 1-х курсов, поступивших на юридический факультет ВСИ МВД РФ (анкетирование проводилось на тех курсах, которые были первоначально запланированы в нашем диссертационном исследовании в качестве экспериментальных; общее количество респондентов составило 203 человека); цель анкетирования заключалась в получении информации, характеризующей мотивы поступления в ВУЗ. Для проведения опроса использовалась многопрофильная анонимная анкета, разработанная в 1990 году временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК) Иркутского пединститута. Анкетирование показало, что интерес к профессии и сознательное стремление получить специальность сотрудника ОВД присутствует лишь у 41% первокурсников. Большинство курсантов при поступлении в ВУЗ руководствовалось иными (нередко случайными) мотивами: стремление получить престижное высшее образование 42% ; получить отсрочку от службы в армии 5% ; прочие мотивы 2 % . Таким образом, количественное превалирование курсантов изначально неориентированных на работу в системе МВД, приходилось признать закономерной тенденцией. Исходя из этого, уже в начале эксперимента можно было предположить нерезультативность экспериментальной работы по становлению экзистенциальной направленности мировоззрения в отношении к большинству курсантов экспериментальных групп, однако экзистенциальная направленность мировоззрения была иной. Полученные результаты побудили нас изучить потенциальные возможности образовательного процесса ВУЗа МВД в плане усиления экзистенциальной направленности курсантов и внести определенные коррективы в пер108 воначальную программу преобразующего эксперимента путем добавления в нее комплекса мер, направленных на становление у курсантов соответствующей мотивационной сферы. Целесообразность исследования наличного уровня самоактуализации курсантов и степени их реальной включенности в процесс сознательного личностного саморазвития определяется представленным в предыдущих главах положением, что экзистенциально-гуманистическое мировоззрение, проявляющееся как в личностной, так и в профессиональной сфере является не столько результатом усвоения специалистом соответствующих знаний и технологий, касающихся гуманизации правоохранительной деятельности, сколько следствием его собственной личностной самоактуализации. В связи с этим, на младших курсах, избранных в качестве экспериментальных, нами (с помощью опросника “САМОАЛ”) проводились исследования уровня личностной самоактуализации студентов. Исследования показали, что курсанты с уровнем самоактуализации выше среднего составляют 6,04 % от общего количества респондентов , со средним уровнем самоактуализации 17,73 % , с уровнем самоактуализации ниже среднего 35,85 % и с низким уровнем 40,38 % . Курсантов с высоким уровнем самоактуализации в процессе исследования нами выявлено не было. Для исследования актуального состояния личностного мировоззрения будущего сотрудники ОВД, а также для изучения развитости системообразующих мировоззрение компонентов, нами использовались отдельные шкалы теста FRBS (The Feelings, Reactions and Beliefs Survey) [38]; на русском языке данный тест был опубликован в 1997 году под названием “ЧРУ-экспресс” (“Чувства. Реакции. Убеждения”) [39, 8 23]. Общая характеристика содержания субстанционального компонента мировоззрения (являющегося системообразующим и включающим в себя базисные установки по отношению к человеческой природе) определялась шкалой 109 4 POl (Personal Orientation Inventory), разработанного Э. Шостромом на основе концепции самоактуализации А. Маслоу и в 1994 году валидизированного для специфических особенностей российского менталитета А. В. Лазукиным под названием “САМОАЛ” (самоактуализация личности) [198,283 300]. Опросник “САМОАЛ” диагностирует респондента по одиннадцати шкалам личностной ориентации, включающим: шкалу автономности, измеряющую способность личности опираться на себя, определяющую уровень независимости и ответственной свободы человека, а также степень психического здоровья личности, ее целостности и полноты; шкалу ориентации по времени, показывающую, насколько человек склонен жить в настоящем, не откладывая свою жизнь и личностный рост на будущее и не пытаясь жить событшши прошлого; шкалу спонтанности, свидетельствующей насколько самоактуализация является образом жизни, а не иллюзорной мечтой человека; шкалу аутосимпатии, диагностирующую уровень развитости позитивной Я-концепции, служащей источником уверенности в себе и стабильной адекватной самооценки; шкалу аутоэмпатии, характеризующую самопонимание и сензитивность личности по отношению к собственному внутреннему миру, к своим желаниям, чувствам, потребностям и т. д., а также умение противостоять тем внешним социальным стандартам, которые неблагоприятно влияют на сохранение индивидуальности и уникальности человека; шкалу ценностей, определяющую насколько респондент, принимает ценности самоактуализации, к числу которых относятся ответственная свобода, творчество, уникальность, аутентичность, целостность, конгруэнтность, жизненность, осмысленность, бытийная мотивация и т. д.; 133 |