входит работа в органах. Среди приоритетных ценностей в своем аксиологическом пространстве курсанты выделяют такие, как возможность сделать личную карьеру, приобрести высокий социальный статус и т. д. Полученное образование является для них средством достижения таких целей. У курсантов, продемострировавших манипулятивную мировоззренческую направленность, преобладают мотивы деятельности «на себя», ориентация на развитие собственной личности, причем за счет других. Признавая несомненную эффективность диалогического стиля (в сравнении с авторитарным), они демонстрируют индирективные формы общения. Способны успешно использовать коммуникативные навыки, полученные в экспериментальной группе. Стремление к фасилитации отсутствует, но может выражаться достаточно высокая профессиональная направленность, которая порождается внутренней потребностью к манипулятивному влиянию на других людей и управлению ими и на развитие за счет других участников общения. В экспериментальной группе было обнаружено определенное число манипуляторов, «обучающихся» диалогу для повышения успешности манипулятивных воздействий. У курсантов, показавших конформистские (приспособленческие) качества, мы выявили «мировоззренческий вакуум». У них отсутствует сколько-нибудь развитый субстанциональный компонент. Ориентация остальных компонентов мировоззрения зависит от мнения референтных групп и каких-либо «авторитетов». Содержание мировоззренческих компонентов, объединяя методологические положения взаимоисключающих концепций, может быть крайне противоречивым. Проявляется высокий уровень конформности, ведущий к невозможности выстраивать взаимоотношения на основе диалога, в большинстве случаев, такая направленность не является результатом собственного выбора. Уровень самоактуализации ниже среднего и низкий. Курсанты, вошедшие в первую группу («группу гуманистов»), обладающие достаточно стойким и развитым гуманистически ориентированным мировоззрением, способные к организации процесса общения на 123 |
пень эмпатии, диалогический стиль взаимодействия и экзистенциальную коммуникативность; у них очевидна профессиональная направленность и стремление к фасилитации. Уровень личностной самоактуализации высокий или выше среднего. Собеседования, проведенные с этими курсантами, дают основания полагать, что большинство из них проявляют готовность к встрече в своей предстоящей деятельности с новыми кризисами компетентности и к прохождению новых циклов саморазвития, в том числе, в отношении такой личностнопрофессиональной подсистемы, как собственное мировоззрение. Группа “ эгоцентрических самоактуализаторов” . У курсантов, составляющих эту группу, достаточно развиты все компоненты экзистенциальногуманистического мировоззрения, но, в основном, на личностном уровне. К себе и к другим они относятся как к свободным и ответственным субъектам саморазвития. Преобладает диалогический стиль общения. В то же время, профессиональная направленность и стремление к фасилитации отсутствуют или выражены слабо. Представители данной группы ориентированы, прежде всего, на свое саморазвитие за счет собственных личностных ресурсов. Уровень личностной самоактуализации выше среднего. Собеседования, дополнительно проведенные с курсантами, составляющими эту группу показывают, что в их профессиональные планы не входит работа в органах. Среди приоритетных ценностей в своем аксиологическом пространстве курсанты выделяют такие, как возможность сделать личную карьеру, приобрести высокий социальный статус и т. д. Полученное образование является для них средством достижения таких целей. Группа “ манипуляторов” . Курсанты, входящие в данную группу, демонстрируют манипулятивную мировоззренческую направленность. У них преобладают мотивы деятельности “на себя” , ориентация на развитие собственной личности, причем за счет других. Признавая несомненную эффектов124 ность диалогического стиля (в сравнении с авторитарным), они демонстрируют индирективные формы общения, в том числе юридического. Способны успешно использовать коммуникативные навыки, полученные в энкаунтергруппах. Стремление к фасилитации отсутствует, но может выражаться достаточно высокая профессиональная направленность, которая порождается внутренней потребностью к манипулятивному влиянию на других людей и управлению ими. Уровень самоактуализации у представителей этой группы средний и ниже среднего. Более детальная диагностика курсантов, представляющих группу “ манипуляторов”, проведенная нами посредством методики Р. Кристи известной под названием “ шкала макиавеллизма” [39, 56-62], показала, что курсанты демонстрируют достаточно высокий уровень психического развития, коммуникативную гибкость и адаптивность, но при этом всегда остаются ориентированными на доминирование и на развитие за счет других участников общения. Заметим, что практически во всех энкаунтер-группах, организованных нами на экспериментальных курсах, было обнаружено определенное число манипуляторов, “обучающихся” диалогу для повышения успешности манипулятивных воздействий. Такой же эффект отмечает К. Рудестам: “ Хотя группы встреч могут дать опыт настоящего общения и искренних переживаний, те умения, которыми овладевают участники в этих группах, могут использоваться и с манипулятивными целями. Несмотря на то, что участие в группах встреч помогает стать аутентичными, более открытыми опыту, некоторые участники учатся “ продуцировать” чувства и играть фальшивые роли” . Группа “ конформистов” . У курсантов данной группы выявляется “ мировоззренческий вакуум” . У них отсутствует сколько-нибудь развитый субстанциональный компонент. Ориентация остальных компонентов мировоззрения зависит от мнения референтных групп и каких-либо “ авторитетов” . 125 Содержание мировоззренческих компонентов, объединяя методологические положения взаимоисключающих концепций, может быть крайне противоречивым. Проявляется высокий уровень конформности, ведущий к невозможности выстраивать взаимоотношения на основе диалога. Уровень самоактуализации ниже среднего и низкий. Собеседования, проведенные в этой группе, обнаружили экзистенциальную индифферентность, частое отсутствие внутриличностных смысловых начал и жизненных целей. Заметим, что у студентов, представляющих группу “ конформистов”, нередко проявляется определенная профессиональная направленность; однако, в большинстве случаев, такая направленность не является результатом собственного выбора. Курсанты, вошедшие в первую группу (группу экзистенциалистов), обладающие достаточно стойким и развитым экзистенциально ориентированным мировоззрением, способные к организации процесса общения на индирективной диалогической основе, составили 47, 15 % от общего количества курсантов принимавших участие во всех этапах нашей экспериментальной работы. Курсанты с иной мировоззренческой направленностью распределились по следующим процентным соотношениям: “эгоцентрические самоактуализаторы” -15, 04 %, “манипуляторы” -15, 45 % и “конформисты” 22, 36 %. Заметим, что в экспериментальных группах нами не были обнаружены выпускники, демонстрировавшие в своем личностно-профессиональном мировоззрении выраженную авторитарную направленность. Так, исследование, проведенное при помощи теста “НЛО” (направленность личности в общении) [39, 35], не выявило ни одного курсанта с высокими показателями по шкале “ авторитарная ориентация” . В 2003 году нами были проведены аналогичные исследования на других курсах юридического факультета Восточно-Сибирского института МВД Рос126 |