Проверяемый текст
Кузьмина, Татьяна Владимировна; Педагогические условия гуманизации и гуманитаризации образования студентов педвуза посредством изучения иностранного языка (Диссертация 2004)
[стр. 13]

Гуманизм это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества Н.Б.
Крылова [83].
Анализ понятия «гуманизм» и такой его детерминанты, как «гуманизация», предпринят нами с целью обоснования содержательных основ и раскрытия сущности гуманизации образования.
В зарубежной и в отечественной науке часто наблюдается смешение понятий, затрудняющее точное осмысление сущности гуманистического подхода и его принципиального отличия от всех иных психологопедагогических концепций.
Следствием этого являются крайне неоднозначные трактовки таких категорий как «гуманизм», «гуманизация» «гуманитаризация» и т.
п.
Как говорилось выше, исходная этимология латинского слова «humanus» означает «человечность, человеколюбие».
Такое определение совпадает и с толкованием данного слова В.
И.
Далем: «гуманный это человеколюбивый, милосердный...»
[58].
В то время как «humanitas» означает «свойственный человеческой природе, относящийся к человеку»
Дж.
Дьюи [61]; и именно это значение имел в виду Г.
Олпорт
[115], предложивший термин «Humanistic approach» (гуманистический подход), подчеркивая тем самым, что с позиции данного подхода тенденции к позитивному самоизменению, личностному росту и проактивности изначально свойственны человеку.
Термин «гуманизация» трактуется как производное от понятия «гуманность».
В этом случае гуманизация понимается как «...человеколюбие,
доброта, любовь к людям (к детям), мягкость в человеческих отношениях» А.К.
Коленеченко [77]; Р.А.
Порфирьева [132].
В то же время, М.
И.
Петросян справедливо замечает, что понятие гуманизм гораздо шире, чем гуманность
[124].
Гуманизация (по меньшей мере, с точки зрения самих основоположников гуманистического подхода) означает, прежде всего, признание человека 13
[стр. 14]

14 концепций.
Одним -• из таких ведущих принципов, задающих направленность осмысления проблем гуманизации образования и их изучения, является, на наш взгляд, принцип гуманизма.
Гуманизм это сложное и многоплановое явление.
В научной литературе последних лет [55; 63; 90; 132; 146] подробно освещены вопросы, связанные с его возникновением, проанализированы этапы развития гуманистической мысли, исторические формы гуманизма.
Анализ понятия "гуманизм" предпринят нами с целью обоснования k* содержательных основ и раскрытия сущности гуманизации образования.
Этимологический анализ понятия "гуманизм" показывает, что оно означает "человеческий", "человечный" (от латинского humanus)[ 154].
И в самом определении присутствует "человек", признающийся высшей ценностью.
То есть гуманизм относится к миру моральных ценностей.
Гуманизм это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества
[91].
hi Гуманизм совокупность идей; взглядов на человека, его духовную сущность, предназначение, цели и смысла человеческого бытия [Там же]: Человечная, человеколюбивая идеология так гуманизм понимал Цицирон.
Гуманизм мировоззрение, новое, начиная с античности, видение мира и человека в нем.
Гуманизм это способ мировосприятия, и мироотношения, очеловечивающего преобразование мира [91].
Анализ содержания«понятия "гуманизм" свидетельствует о том, что право на свободу, счастье, равенство и справедливость должны стать нормой взаимоотношений, деятельности и* поведения: Гуманизм? охватывает все больше сторон человеческого бытия, он проявляет универсальность, актуализируемую деятельностью людей.
В этом процессе именно образование в первую очередь должно стать объектом гуманизации.
Термин "гуманизация" трактуется как производное от понятия "гуманность".
В этом случае гуманизация понимается как "...человеколюбие.


[стр.,15]

15 доброта, любовь к людям (к детям), мягкость в человеческих отношениях" [154;253].
В то же время, М.И.
Петросян справедливо замечает, что понятие гуманизм гораздо шире, чем гуманность
[132].
На наш взгляд, такие категории как "гуманизм" и "гуманность" необходимо развести, поскольку их отождествление является наиболее распространенной причиной некорректного толкования понятия "гуманизация".
Исходная этимология латинских слов "humanus" и "humanitas" различна.
"Humanus" означает "человечность, человеколюбие"
как говори м* лось выше.
С таким определением совпадает и толкование данного слова В.И.
Далем: "гуманный это человеколюбивый, милосердный..."
[60;8].
В то время как "humanitas" означает "свойственный человеческой природе, относящийся к человеку"
[67;5], и именно это значение имел в виду Г.
Олпорт
[124], предложивший термин "Humanistic approach" (гуманистический подход), подчеркивая тем самым, что с позиции данного подхода тенденции к позитивному самоизменению, личностному росту и проактивности изначально свойственны человеку.
А« Таким образом, гуманизация (по > меньшей мере, с точки зрения самих основоположников гуманистического подхода) означает, прежде всего, признание человека субъектом собственного саморазвития и обеспечение условий для полноценной, свободной (предполагаюшей личностный выбор и ответственность за него) самоактуализации личности [138].
Философская трактовка гуманизации — это процесс становления гуманистического мировоззрения личности.
Критерием здесь выступает целостное гуманистическое мировоззрение личности..
Эстетическая трактовка раскрывает в гуманизации чувственно-эмоциональную, познавательную сферу человеческой жизни.
Ее критерием является целостное восприятие мира, добра, красоты, истины.
Психологическая трактовка рассматривает в процессе гуманизации вопросы культивирования гуманных чувств, критерием которых является умение сочувствовать, сострадать.
Аксиологический подход предполагает исследование процесса становления ценностно

[Back]