Проверяемый текст
Завьялов, Александр Николаевич; Педагогические условия становления экзистенциальной направленности курсантов в вузе МВД (Диссертация 2005)
[стр. 133]

относиться к другому человеку как к вещи, объекту и признать его субъектность, отнестись к нему как к личности.
«Я не могу ничего навязать тебе, но я могу (имею право) обратиться к тебе и быть услышанным однако обратиться так, чтобы при этом не нарушить твои права» [37].
В этой взаимной «притирке» коммуникативных прав есть глубокий психологический смысл прежде всего в том, чтобы научиться быть собой и выражать себя, не подавляя при этом других, т.
е.
научиться пользоваться своей свободой» [37].
Сама система силовых ведомств предполагает общение с позиции «равный не равный».
В реальном общении в условиях вуза силового профиля достижение равноправия зачастую представляет собой сложную проблему, особенно в ситуациях, где собеседники имеют определенные объективные (неличностные) признаки неравенства, например в общении старшего по возрасту и младшего, преподавателя и курсанта и т.
д.
Поэтому, одна из центральных проблем в общении (диалоге ) как раз и состоит во взаимном согласовании собеседниками своих прав и свобод.
Изучение дисциплины «Социология», по нашему мнению, должно обеспечить развитие у курсантов трех основных составляющих продуктивного усвоения основных социологических закономерностей и категорий, которые в свою очередь будут способствовать развитию гуманистической направленности: во-первых, курсант сможет представлять общество не как совокупность застывших рациональных структур, а постоянный процесс осуществления через социальные структуры одних экзистенциальных проектов бытия и подавление или отказ от осуществления других; во-вторых, будет воспринимать социальные проблемы не как опасность, от которой нужно бежать («бежать от свободы»), а как возможность для своего личностного роста, имеющего только тогда место, когда осознана ответственность за решение этих социальных проблем; в-третьих, будет понимать, что сложившиеся проблемные поля социального бытия во многом, если не в основном, связаны либо с отказом от личностной ответственности за все происходящее в обществе, либо с согласием с социальными 133
[стр. 75]

Умение видеть социальную альтернативу не может быть навязано, ему нельзя научить, ему можно только научиться совместно с обучаемым.
Это продиктовано еще и тем, что социология наука, постигаемая только мыслью, она не имеет готовых схем и структур.
Ее изучение приводит отчасти к утрате многих смысловых стереотипов, к реальной потребности обучаемого в творчестве.
Социолог, мыслящий стереотипами и передающий эти стереотипы являются социологом только по названию, он не может заразить жаждой социологического познания.
Ведь основной интерес в социологии и заключается с одной стороны в существенном расширении социокультурного пространства, а с другой стороны в обретении навыков творческого научного мышления.
Социология, если возможно выразиться, является дисциплиной, ставящей вопросы о смысле бытия человека в контексте анализа уже существующих и не отменяемых социальных структур.
Само по себе умение видеть социальную проблему там, где ее не видят большинство людей, является, на наш взгляд, главным критерием человека мыслящего социологически от человека, бегущего от смысла социального.
Экзистенциальная направленность при изучении социологии должна обеспечить развитие у курсантов трех основных составляющих продуктивного усвоения основных социологических закономерностей и категорий: во-первых, курсант должен представлять общество как совокупность застывших рациональных структур, а постоянный процесс осуществления через социальные структуры одних экзистенциальных проектов бытия и подавление или отказ от осуществления других; во-вторых, он должен воспринимать социальные проблемы не как опасность, от которой нужно бежать («бежать от свободы»), а как возмож75

[стр.,76]

ность для своего личностного роста, имеющего только тогда место, когда осознанна ответственность за решение этих социальных проблем; в-третьих, он должен понимать, что сложившиеся проблемные поля социального бытия во многом, если не в основном, связаны либо с отказом от личностной ответственности за все происходящее в обществе, либо с согласием с социальными несправедливостями, которые приводят к потере радости встречи с социальным.
Педагогические условия формирования экзистенциальной направленности у курсантов и слушателей может возникнуть только тогда, когда обучающий и обучаемый вместе и только вместе смогут найти основную проблему решение которой, пусть даже на теоретическом уровне приведет к личностному росту обоих: и педагога и ученика.
Обозначение этого роста, на наш взгляд, может быть зафиксировано, во-первых, в исчезновении стереотипа необъяснимого социального, во-вторых, в констатации того, что социальная проблема может быть поставлена только через осознание ее как личной проблемы, в-третьих, скрытого до этого и ужасающие своей непреодолимостью и безнадежностью социальные структуры предстанут как вполне объяснимые и преодолимые фрустрации, поддающиеся изменению в сторону гуманизации и открытости.
При этом не следует забывать, что в контексте социологического знания педагог должен постоянно напоминать тот принцип, что речь идет не о полной отмене социального, не об его преодолении, а об осмысленной согласованности, взаимообусловленности и взаимонеобходимости социального и индивидуального.
Другими словами, педагог должен помочь обучаемому в осознании того факта, что там, где социальное помогает нормальному личностному росту, где оно снижает личностное своеобразие и неповторимость самой высшей ценностью социального бытия, там смысл жизни человека должен быть направлен на защиту и осмысление норм существования таких социальных структур.
Там же где социальная структура на76

[Back]