Проверяемый текст
Завьялов, Александр Николаевич; Педагогические условия становления экзистенциальной направленности курсантов в вузе МВД (Диссертация 2005)
[стр. 137]

Проведенные собеседования, в целом, подтвердили наше предположение, что гуманистическое мировоззрение, проявляющееся как в личностной, так и в профессиональной сфере (равно как и ориентация на диалогический стиль взаимоотношений) является не результатом усвоения педагогом соответствующих знаний и технологий, касающихся гуманизации образования, а следствием его собственной личностной самоактуализации.
Абсолютное большинство преподавателей, показавших по тесту
«САМОАЛ» высокий уровень самоактуализации, продемонстрировало гуманистическую направленность мировоззрения при дополнительных обследованиях по тесту «СЖО».
В процессе собеседований мы обнаружили, что самоактуализирующаяся личность может и не знать теории самоактуализации, а также соответствующих терминов, но являясь конгруэнтной и внутренне-ориентированной на важнейшие атрибуты полноценного личностного роста (самовыражение и самораскрытие; ответственная свобода; доверие к человеческой природе, в том
числе к собственной; готовность к творчеству и сотворчеству; эмпатия и т.
д.) проявляет безусловную гуманистическую направленность в личностной и профессиональной сферах.
Собеседования также показали, что педагоги, являющиеся самоактуализирующимися личностями, пришли к гуманистическиориентированному мировоззрению и
гуманистическому ориентированному образу жизни в целом, путем нелегкого поиска, зачастую слепого и бессистемного.
В профессиональной деятельности их гуманистическая направленность проявляется (используя точное выражение С.
В.
Кульневича) «...
не благодаря системе педагогической подготовки, а вопреки ей»
[87].
Значительное число исследований отечественных и зарубежных психологов
[3], [36], [60], и др.
прямо указывают на то, что авторитаризм есть ни что иное, как механизм психологической защиты от собственной неуверенности, личностной неполноценности, профессиональной
137
[стр. 109]

воначальную программу преобразующего эксперимента путем добавления в нее комплекса мер, направленных на становление у курсантов соответствующей мотивационной сферы.
Целесообразность исследования наличного уровня самоактуализации курсантов и степени их реальной включенности в процесс сознательного личностного саморазвития определяется представленным в предыдущих главах положением, что экзистенциально-гуманистическое мировоззрение, проявляющееся как в личностной, так и в профессиональной сфере является не столько результатом усвоения специалистом соответствующих знаний и технологий, касающихся гуманизации правоохранительной деятельности, сколько следствием его собственной личностной самоактуализации.
В связи с этим, на младших курсах, избранных в качестве экспериментальных, нами (с помощью опросника “САМОАЛ”) проводились исследования уровня личностной самоактуализации студентов.
Исследования показали, что курсанты с уровнем самоактуализации выше среднего составляют 6,04 % от общего количества респондентов , со средним уровнем самоактуализации 17,73 % , с уровнем самоактуализации ниже среднего 35,85 % и с низким уровнем 40,38 % .
Курсантов с высоким уровнем самоактуализации в процессе исследования нами выявлено не было.
Для исследования актуального состояния личностного мировоззрения будущего сотрудники ОВД, а также для изучения развитости системообразующих мировоззрение компонентов, нами использовались отдельные шкалы теста FRBS (The Feelings, Reactions and Beliefs Survey) [38]; на русском языке данный тест был опубликован в 1997 году под названием “ЧРУ-экспресс” (“Чувства.
Реакции.
Убеждения”) [39, 8 23].
Общая характеристика содержания субстанционального компонента мировоззрения (являющегося системообразующим и включающим в себя базисные установки по отношению к человеческой природе) определялась шкалой 109 4

[стр.,135]

теристики всех участников процесса становления личности курсанта; вовторых, данное исследование по предварительной договоренности не делать анонимным, а проводить совместный анализ результатов и дополнительные собеседования.
Дополнительные собеседования с респондентами, можно проводить по вопросам анкеты-теста, а также с использованием проективной методики “Направленность личности в общении” (“НЛО” ), диагностирующей коммуникативные особенности участников обследования.
Методика “НЛО” , в основе которой лежит метод неоконченных предложений, позволяет достаточно быстро и точно выявить как диалогическую направленность в общении, свойственную гуманистически-ориентированным преподавателям, так и доминирующую направленность, характерную для преподавателей-авторитаров, стремящихся во всех коммуникативных ситуациях подчинить личность другого своим требованиям и ориентированных на ролевое “ общениефункционирование” .
Проведенные собеседования, в целом, подтвердили наше предположение, что гуманистическое мировоззрение, проявляющееся как в личностной, так и в профессиональной сфере (равно как и ориентация на диалогический стиль взаимоотношений) является не результатом усвоения педагогом соответствующих знаний и технологий, касающихся гуманизации образования, а следствием его собственной личностной самоактуализации.
Абсолютное большинство преподавателей, показавших по тесту
“САМОАЛ” высокий уровень самоактуализации, продемонстрировало гуманистическое мировоззрение при дополнительных обследованиях.
В процессе собеседований мы обнаружили, что самоактуализирующаяся личность может и не знать теории самоактуализации, а также соответствующих терминов, но являясь конгруэнтной и внутренне-ориентированной на важнейшие атрибуты полноценного личностного роста (самовыражение и самораскрытие; ответственная свобода; доверие к человеческой природе, в том
135

[стр.,136]

числе к собственной; готовность к творчеству и сотворчеству; эмпатия и т.
д.) проявляет безусловную гуманистическую направленность в личностной и профессиональной сферах.
Собеседования также показали, что педагоги, являющиеся самоактуализирующимися личностями, пришли к гуманистическиориентированному мировоззрению и
гуманистически ориентированному образу жизни в целом, путем нелегкого экзистенциального поиска, зачастую слепого и бессистемного.
В профессиональной деятельности их гуманистическая направленность проявляется (используя точное выражение С.
В.
Кульневича) не благодаря системе педагогической подготовки, а вопреки ей”
[78, 9].
Значительное число исследований отечественных и зарубежных психологов
[4], [5], [39], [59], и др.
прямо указывают на то, что авторитаризм есть ни что иное, как механизм психологической защиты от собственной неуверенности, личностной неполноценности, профессиональной
некомпетентности.
Еще А.
Адлер утверждал, что авторитаризм это один из вариантов “ мнимой компенсации комплекса неполноценности” [5].
В исследованиях С.
Л.
Братченко и С.
А.
Рябченко доказывается мысль о том, что авторитарность педагога обратно пропорциональна уровню его самоактуализации.
Чем человек менее самоактуализирующийся, тем более он невротичен, агрессивен и авторитарен: “ ...
авторитарная личность невротическая, защищающаяся личность” [36, 85].
Если признать, что 62 % преподавателей, оказавшихся в нашем исследовании несамоактуализирующимися личностями, являются представителями авторитарного стиля, то наши данные вновь совпадают с данными исследований С.
В.
Кульневича: “В процентном отношении ...
авторитаристов в школах 70 %” [78, 8].
Анализ соотношений самоактуализируюшихся личностей и степени самоактуализации в курсантской и педагогической средах вуза МВД не может

[Back]