субъектом собственного саморазвития и обеспечение условий для полноценной, свободной (предполагающей личностный выбор и ответственность за него) самоактуализации личности [129]. Гуманизм охватывает все больше сторон человеческого бытия. В этом процессе именно образование в первую очередь должно стать объектом гуманизации. Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития на современном этапе означает обращенность образования к человеку. Она призвана защитить человека от опасности утраты им своей уникальности, отчуждения от жизни, мира природы и культуры, направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека: в самоактуализации, в самореализации, в духовном, социальном, профессиональном становлении [111]. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года роль образования на современном этапе развития России определяется: «Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Пафос гуманистического направления в образовании состоит в том, что оно устремлено в будущее человека, которое связывается с его собственными усилиями, собственной активностью, с разумом, а не сферой иррационального. [19]. Гуманизация образования рассматривается как преломление в педагогике личностного подхода, разработанного в сфере философии и психологии. При этом не подразумевается его редукция, поскольку педагогическая наука имеет 14 |
15 доброта, любовь к людям (к детям), мягкость в человеческих отношениях" [154;253]. В то же время, М.И. Петросян справедливо замечает, что понятие гуманизм гораздо шире, чем гуманность [132]. На наш взгляд, такие категории как "гуманизм" и "гуманность" необходимо развести, поскольку их отождествление является наиболее распространенной причиной некорректного толкования понятия "гуманизация". Исходная этимология латинских слов "humanus" и "humanitas" различна. "Humanus" означает "человечность, человеколюбие" как говори м* лось выше. С таким определением совпадает и толкование данного слова В.И. Далем: "гуманный это человеколюбивый, милосердный..." [60;8]. В то время как "humanitas" означает "свойственный человеческой природе, относящийся к человеку" [67;5], и именно это значение имел в виду Г. Олпорт [124], предложивший термин "Humanistic approach" (гуманистический подход), подчеркивая тем самым, что с позиции данного подхода тенденции к позитивному самоизменению, личностному росту и проактивности изначально свойственны человеку. А« Таким образом, гуманизация (по > меньшей мере, с точки зрения самих основоположников гуманистического подхода) означает, прежде всего, признание человека субъектом собственного саморазвития и обеспечение условий для полноценной, свободной (предполагаюшей личностный выбор и ответственность за него) самоактуализации личности [138]. Философская трактовка гуманизации — это процесс становления гуманистического мировоззрения личности. Критерием здесь выступает целостное гуманистическое мировоззрение личности.. Эстетическая трактовка раскрывает в гуманизации чувственно-эмоциональную, познавательную сферу человеческой жизни. Ее критерием является целостное восприятие мира, добра, красоты, истины. Психологическая трактовка рассматривает в процессе гуманизации вопросы культивирования гуманных чувств, критерием которых является умение сочувствовать, сострадать. Аксиологический подход предполагает исследование процесса становления ценностно |