собственный предмет и задачи исследования. В данном случае имеется в виду тот гуманистический пафос, который был заложен в соответствующих философских и психологических концепциях. Гуманизации образования предполагает организацию учебного процесса, направленного на развитие личности, предполагающего формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями. Как научное направление гуманизация образования современной педагогической мысли может быть охарактеризована уже не как теория, а как сложившаяся образовательная парадигма, хотя и не нашедшая еще своего эффективного внедрения в практике обучения. Провозглашение приоритета гуманистических идей в образовании не является достоянием модной тенденцией сегодняшнего времени. Эти идеи в отечественной педагогике декларировались многими десятилетиями, нередко выступая поводом для различных реформ и реорганизаций как в советский, так и в современный периоды. Анализ философско-педагогических работ досоветского периода (К. Н. Вентцель [40], А. И. Герцен [49], П. Ф. Каптерев [74], Л. Н. Толстой [162], К. Д. Ушинский [166] и др.) и русской зарубежной школы XX века (С.И. Гессен [50], В. В. Зеньковский [66], С. Л. Франк [171] и др.) позволил сделать вывод, что разработанные идеи могут быть спроецированы на современный этап в психолого-педагогической науке для реализации задач гуманизации образовательного процесса. Для нас оказались ценными исследования отечественных авторов, в которых как с психологических, так и с педагогических позиций рассматриваются различные аспекты гуманизации образования и условия её успешного осуществления (Ш. А. Амонашвили [4], В. П. Бездухов [14], М, Н. Берулава [22], П. П. Блонский [25], Э. Н. Гусинский [54]-[56], И. А. Зимняя [67], 15 |
16 •г 1»^ го мира общества, социальных групп, отдельной личности. Основой его является человеческая жизнь, счастье и т.д. Историческая трактовка процесса гуманизации заключается в рассмотрении истории как единого культурно-исторического процесса, движущей силой которого является гуманизм. Культурологический аспект предполагает культурацию человека индивида в процессе социализации человеческого опыта, совершенствования социально-нравственной природы человека как субъекта культуры, достижения им высшего социального качества гуманности, человечности исключительно гуманными средствами. Педагогический аспект предполагает самовоспитание, позволяющее человеку в конкретных условиях осуществить полную реализацию своих сущностных сил [99]; В педагогике смысл гуманизации заключается; по словам Л.Н.' Куликовой, "... в новом понимании сущности человека, личности как "самостановящегося" существа, в том, чтобы всякое педагогическое взаимодействие выстраивалось "от ребенка" от его индивидуального опыта, ценностей, мотивации, склонностей, нравственных принципов..." [94;75]. Анализ философско-педагогических работ досоветского периода (К.Н. Вентцель [44], А.И. Герцен [51], П.Ф. Каптерев [80], Л.Н. Толстой [163], К. Д. У шинский; [ 171 ][ 172] и др.) и русской зарубежной школы XX века (СИ. Гессен [52], В.В: Зеньковский [70], С.Л; Франк [177] и др.) позволил сделать вывод, что разработанные ими основополагающие принципы заново: переосмысливаются учеными и берутся за основу в психологопедагогических науках для реализации задач гуманизации образования на современном этапе. Гуманистические идеи о том, что человек от природы позитивен и способен к самосовершенствованию (А. Маслоу [108], К. Роджерс [143][144], Г. Олпорт [124], Э. Фромм [180] и др.) явились психологическим основанием процесса становления личности будущего учителя в данной работе. В наших теоретических изысканиях мы опирались также на основные положения экзистенциальной психологии о личностных смыслах жизне j; 17 деятельности каждого индивида (Б.С Братусь [33], Д. Бюджентал [39], Д.А. Леонтьев [102], С.Л. Рубинштейн [145], В. Франкл [177]) и о свободе выбора (Ж.-П. Сартр [148]). Человек, являясь главным творцом своей личности, использует и окружающую среду, и свои потенциальные возможности в процессе самосозидания. Значимыми в плане нашего исследования явились труды, посвященные реализации на практике идеи фасилитации личностно-центрированной педагогики (С.Л. Братченко:[34]-[35], [37], О.Л: Подлиняев [ 137]-[ 138], К. Рождерс [143]-[144]). Так как развитие личности происходит в процессе деятельности и зависит от внутренней мотивации, то для рассмотрения учебной и педагогической деятельности мы опирались на работы В.Г. Асеева [8], Л.С. Выготского [48], И.А. Зимней [72]-[73], А.Н; Леонтьева [101], А.Б. Орлова [125], В.А. Петровского [131], Е.Н. Шиянова [191]. '•f Для нас оказались ценными исследования отечественных и зарубежных авторов, в которых как с психологических, так и с педагогических позиций рассматриваются различные аспекты гуманизации образования и условия его успешного осуществления (М.Н. Берулава [18], П.П. Блонский? [24], И.А. Зимняя [72]-[73], Ю.Н. Кулюткин [95], А.А. Мелик-Пашаев. [110];СТ. Шацкий [188], В.П. Бездухов [13], А.В. Бездухов [12], Ш.А. Амонашвили [3], Э.Н. Гусинский [58]-[59], Л.Н. Куликова [94], Е.Н. Шиянов [191], и др., а по гуманитаризации образования в работах В.П. Зинчен ^ 4 ко [74], М.И. Надеева [120], Г.В; Мухаметзянова [118], А.А. Гордиенко [54], Л.Г. Олех [123], А.И: Субетго [159]). Исследования, посвященные субъект-субъектному взаимодействию на основе межличностного контакта и диалогического общения (Л.Н. Божович [26], А.Н. Леонтьева [101], С.Л^ Рубинштейн [145]); идея межличностного диалога как основного условия, обеспечивающего процесс полноценного развития и духовного становления (Л.С. Выготский [48], B.C. Библер * [20], Л. Фейербах [175]), и связанные с ней идеи группового взаимодейст |