JI. Н. Куликова [86], 10. Н. Кулюткин [88], Е. Н. Шиянов [183], и др., а по гуманитаризации образования в работах С.Л.Братченко[35], В. П. Зинченко [68], Л. Г. Олех [114], А. И. Субетго [160]. Гуманистические идеи о том, что человек от природы позитивен и способен к самосовершенствованию (А. Маслоу [104], К. Роджерс [135][136], Г. Олпорт [115], Э. Фромм [174] и др.) явились психологическим основанием процесса становления личности будущего сотрудника ОВД в данной работе. В наших теоретических изысканиях мы опирались также на основные положения экзистенциальной психологии о личностных смыслах жизнедеятельности каждого индивида (Б. С. Братусь [33], Д. Бтоджентал [40], Д. А. Леонтьев [94], С. Л. Рубинштейн [139], В. Франкл [173]) и о свободе выбора (Ж.-П. Сартр [145]). Человек, являясь главным творцом своей личности, использует и окружающую среду, и свои потенциальные возможности в процессе самосозидания. Значимыми в плане нашего исследования явились труды, посвященные реализации на практике идеи фасилитации личностно-центрированной педагогики (С. Л. Братченко [33]-[35], [37], С. В. Кульневич [87], О. Л. Подлиняев [128]-[130]). Так как развитие личности происходит в процессе деятельности и зависит от внутренней мотивации, то для рассмотрения учебной и педагогической деятельности мы опирались на работы В. Г. Асеева [5], Л. С. Выготского [44], И. А. Зимней [67], А. Н. Леонтьева [93], А. Б. Орлова [118], Н. А. Переломовой [121], В. А. Петровского [123], Е. Н. Шиянова [183]. Проблема профессионально-педагогической подготовки преподавателя с гуманистической направленностью рассматривается в работах В. П. Бездухова [14], Л. В. Заниной [65], А. С. Косоговой [80], Н. А. Переломовой [121], В.А. Сластёнина [154], Е. Л. Федотовой [167]. Исследования, посвященные субъект-субъектному взаимодействию на основе межличностного контакта и диалогического общения (Л.Н. Божович [27], А. Н. Леонтьев [93], С. Л. Рубинштейн [139]); идея межличностного 16 |
16 •г 1»^ го мира общества, социальных групп, отдельной личности. Основой его является человеческая жизнь, счастье и т.д. Историческая трактовка процесса гуманизации заключается в рассмотрении истории как единого культурно-исторического процесса, движущей силой которого является гуманизм. Культурологический аспект предполагает культурацию человека индивида в процессе социализации человеческого опыта, совершенствования социально-нравственной природы человека как субъекта культуры, достижения им высшего социального качества гуманности, человечности исключительно гуманными средствами. Педагогический аспект предполагает самовоспитание, позволяющее человеку в конкретных условиях осуществить полную реализацию своих сущностных сил [99]; В педагогике смысл гуманизации заключается; по словам Л.Н.' Куликовой, "... в новом понимании сущности человека, личности как "самостановящегося" существа, в том, чтобы всякое педагогическое взаимодействие выстраивалось "от ребенка" от его индивидуального опыта, ценностей, мотивации, склонностей, нравственных принципов..." [94;75]. Анализ философско-педагогических работ досоветского периода (К.Н. Вентцель [44], А.И. Герцен [51], П.Ф. Каптерев [80], Л.Н. Толстой [163], К. Д. У шинский; [ 171 ][ 172] и др.) и русской зарубежной школы XX века (СИ. Гессен [52], В.В: Зеньковский [70], С.Л; Франк [177] и др.) позволил сделать вывод, что разработанные ими основополагающие принципы заново: переосмысливаются учеными и берутся за основу в психологопедагогических науках для реализации задач гуманизации образования на современном этапе. Гуманистические идеи о том, что человек от природы позитивен и способен к самосовершенствованию (А. Маслоу [108], К. Роджерс [143][144], Г. Олпорт [124], Э. Фромм [180] и др.) явились психологическим основанием процесса становления личности будущего учителя в данной работе. В наших теоретических изысканиях мы опирались также на основные положения экзистенциальной психологии о личностных смыслах жизне j; 17 деятельности каждого индивида (Б.С Братусь [33], Д. Бюджентал [39], Д.А. Леонтьев [102], С.Л. Рубинштейн [145], В. Франкл [177]) и о свободе выбора (Ж.-П. Сартр [148]). Человек, являясь главным творцом своей личности, использует и окружающую среду, и свои потенциальные возможности в процессе самосозидания. Значимыми в плане нашего исследования явились труды, посвященные реализации на практике идеи фасилитации личностно-центрированной педагогики (С.Л. Братченко:[34]-[35], [37], О.Л: Подлиняев [ 137]-[ 138], К. Рождерс [143]-[144]). Так как развитие личности происходит в процессе деятельности и зависит от внутренней мотивации, то для рассмотрения учебной и педагогической деятельности мы опирались на работы В.Г. Асеева [8], Л.С. Выготского [48], И.А. Зимней [72]-[73], А.Н; Леонтьева [101], А.Б. Орлова [125], В.А. Петровского [131], Е.Н. Шиянова [191]. '•f Для нас оказались ценными исследования отечественных и зарубежных авторов, в которых как с психологических, так и с педагогических позиций рассматриваются различные аспекты гуманизации образования и условия его успешного осуществления (М.Н. Берулава [18], П.П. Блонский? [24], И.А. Зимняя [72]-[73], Ю.Н. Кулюткин [95], А.А. Мелик-Пашаев. [110];СТ. Шацкий [188], В.П. Бездухов [13], А.В. Бездухов [12], Ш.А. Амонашвили [3], Э.Н. Гусинский [58]-[59], Л.Н. Куликова [94], Е.Н. Шиянов [191], и др., а по гуманитаризации образования в работах В.П. Зинчен ^ 4 ко [74], М.И. Надеева [120], Г.В; Мухаметзянова [118], А.А. Гордиенко [54], Л.Г. Олех [123], А.И: Субетго [159]). Исследования, посвященные субъект-субъектному взаимодействию на основе межличностного контакта и диалогического общения (Л.Н. Божович [26], А.Н. Леонтьева [101], С.Л^ Рубинштейн [145]); идея межличностного диалога как основного условия, обеспечивающего процесс полноценного развития и духовного становления (Л.С. Выготский [48], B.C. Библер * [20], Л. Фейербах [175]), и связанные с ней идеи группового взаимодейст |