диалога как основного условия, обеспечивающего процесс полноценного развития и духовного становления (В. С. Библер [23], Л. С. Выготский [43], Л. Фейербах [168]), и связанные с ней идеи группового взаимодействия, способствующего самоизменению и саморазвитию (Д. А. Леонтьев [94], В. А. Петровский [123] и др.) В силу специфики объекта исследования нам необходимо было опираться на исследования, посвященные анализу образовательного процесса высших учебных заведений военизированного типа. Значительную теоретикометодологическую роль в этом аспекте нашего исследования сыграли работы А. В. Барабанщикова, [10], В. П. Давыдова [57], А. Н. Завьялова [62], Н. П. Лепетанова [95], А. Г. Сабадаша [143], В. Я. Слепова [155], В. Н. Фетисова [169] и др. Проведенный анализ теоретических источников позволяет заключить, что в современной психолого-педагогической науке существует значительный объем концептуальных и прикладных наработок, посвященных проблеме гуманизации образования, что подтверждает ее значимость и актуальность. В то же время, на сегодняшний день данную проблему можно считать открытой в теоретико-методологическом отношении и, особенно, в отношении практическом. Поставив перед собой на первом этапе задачу изучения и анализа литературы по проблемам гуманизации образования, мы увидели, что среди авторов работ, ученых и практиков, существуют различные толкования этого социально-педагогического феномена. Наиболее четко статус гуманизации выражен М.Н. Берулавой. По его мнению, это «не есть универсальный метод или технология обучения. Это ценностная ориентация, связанная с перестройкой личностных установок учителя» [20]. По мнению А. Б. Орлова, смысл гуманизации образования состоит в «конструктивном самоизменении людей, очеловечевании и гармонизации 17 |
вия, способствующего самоизменению и саморазвитию (A.A. Леонтьев [100], В.А. Петровский [131] и др.) Проведенный анализ широкого спектра теоретических источников позволяет заключить, что в современной психолого-педагогической науке существует значительный объем концептуальных и прикладных наработок, посвященных проблеме гуманизации образования, что подтверждает ее значимость и актуальность. В то же время, на сегодняшний день данную проблему можно считать открытой в теоретико-методологическом отношении и, особенно, в отношении практическом. В зависимости от понимания центральной категории гуманизации личности —соответствующим образом обозначается и статус гуманизации в процессе обновления педагогики. Наиболее четко статус гуманизации выражен М.Н. Берулавой. По его мнению, это "не есть универсальный метод или.технология обучения. Это ценностная ориентация, связанная с перестройкой личностных установок учителя" [18; 15]. О.С. Газман рассматривает человека как существо природное (биологическое), и как социальное (культурное), и как экзистенциальное (независимое, свободное)-[49]. "Ключевой характеристикой третьего измерения является свободоспособность способность самостоятельно строить свою судьбу, осуществлять собственный выбор". [50;15]. Поставив перед собой на первом этапе задачу изучения и анализа литературы по проблемам гуманизации педагогической подготовки студентов, мы увидели, что среди авторов работ, ученых и практиков, существуют различные толкования гуманизации образования этого социальнопедагогического феномена, отражающего современные общественные тенденции в построении и функционировании системы педагогического образования. Одним из важнейших путей гуманизации профессиональной подготовки K.M. Левковский и В.П. Фоменко видят гуманистическое осмысление результатов человеческой деятельности в историческом прошлом и на |