освоение культуры, «которая...(в собственно антропологическом контексте) есть форма и способ человеческого бытия». Гуманизация образования предполагает гуманитаризацию как профессионализацию подготовки специалиста (субъекта обучения) обогащение его интеллекта достоверным и применимым знаниям человека. Кроме того, гуманитаризация снабжает обучаемого знаниями, что у каждого человека имеется свой потенциал и назначение реализовать собственную сущность, сотворить самого себя. Для этого человеку важно знать общий путь самореализации, который осуществим лишь в сопряжении двух процессов индивидуализации и социализации личности чему и служит образование. Гуманитаризация способствует становлению гуманистического мировоззрения, является формой и истоком реализации человеческого потенциала, когнитивной ступенью гуманизации. Познавая идеалы и нормы гуманизма, оценивая их личную значимость, субъект образования ощущает потребность в их реализации в качестве своих потенциальных способностей. Итак, сущность гуманитаризации образования нами понимается в трех основных ракурсах: а) как средство гуманизации, б) как условие «вхождения» учащегося в культуру, в) как многофакторный и многоплановый процесс, не сводящийся к увеличению доли собственно гуманитарных дисциплин, поскольку они (науки) сами по себе не являются безусловным гарантом и средством запуска процесса гуманитаризации образования. Специальное образование в какой-то степени не созвучно идее гуманитаризации, так как оно изначально ориентировано на образование (становление, развитие) в более узконаправленном отношении. Здесь долгое время господствовала технократическая парадигма, в которой развитие человека считалось следствием усвоения знаний и применение их студентом в своей будущей работе как специалиста, т. е. общество было заинтересовано в человеке с точки зрения специалиста. И лишь в последнее время в образовании происходят процессы, связанные с изменением постановки приоритетов 22 |
!•• *^ 28 Сегодня в Российском образовательном пространстве идея культуросообразного образования приобретает характер доминирующий. Задача гуманитаризации видится в том, чтобы " "образовать" человека культурного, ... способного производить систему инновационных ценностей и использовать их как нравственные и интеллектуальные установки в своей деятельности" [151]. Увеличение масштаба воздействия человеческой деятельности на природную среду его обитания ведет к вовлечению целостных природных систем в систему общественных связей; задачей которой становится организация деятельности общества на принципах природосообразности и антропоцентризма. Новая социально-экономическая и социокультурная реальность, вызвавшая изменение статуса индивида в общественной жизнедеятельности, требует, чтобы и в своей профессиональной деятельности человек опирался на культуру, а не на стандарты и стереотипы. Академик Н.Н. Скатов говорил: "Сделай из человека человека, а специалиста сделаешь всегда" [151]. В развитии "базового фонда культуры" человека и состоит гуманитаризация образования. Развитие базового фонда культуры является средством мобилизации телесно-природного потенциала индивида, тогда понятие гуманитаризации приобретает дополнительный аспект: гуманитаризация может рассматриваться как система мер, направленных на развитие способностей личности (т.е. телесно-природного потенциала), позволяющих осуществить развитие общечеловеческих ценностей через освоение культуры, "которая...(в собственно^ антропологическом контексте) есть форма и способ человеческого бытия". Гуманизация образования, превращая человека в развивающее, предполагает гуманитаризацию как профессионализацию подготовки специалиста (субъекта обучения) обогащение его интеллекта достоверным и применимым знаниям человека. Кроме того, гуманитаризация снабжает студента знаниями, что у каждого человека имеется свой потенциал и на ['Г i^ 29 значение реализовать собственную сущность, сотворить самого себя. Для этого человеку важно знать общий путь самореализации, который осуществим лишь в сопряжении двух процессов индивидуализации и социализации личности чему и служит образование. Гуманистическое преобразование образовательного процесса способствует выявлению тождества и различия гуманизации и гуманитаризации. Становление гуманистического мировоззрения студенчества, то есть гуманитаризация, являются формой и истоком реализации человеческого по *" тенциала, когнитивной ступенью гуманизации. Получая представление о сущем, человек обретает возможность прорыва к своей сущности. Познавая ; идеалы и нормы гуманизма; оценивая их личную значимость, субъект образования ощущает потребность в их реализации в качестве своих потенциальных способностей. Лишь став гуманистическим, то есть человекокультурои социотворческим, мировоззрение специалиста станет соответ Y ствовать антропоцентрическому характеру ХХГ века (такая цель будет реализована, если учесть, что гуманизм интегративный —это не только миропонимание, но как раз, будучи им, имеет и методологический потенциал). Наличие у студента гуманистического воззрения на мир проявляется как своеобразный старт саморазвития будущего специалиста, придавая сознанию открытость для становления других гуманистических ценностей как целей гуманизации. Итак, сущность гуманитаризации образования нами понимается в трех ^ * основных ракурсах: а) как средство гуманизации, б) как условие "вхождения" учащегося в культуру, в) как многофакторный и многоплановый про Г цесс, не сводящийся к увеличению доли собственно гуманитарных дисциплин, поскольку они (науки) сами по себе не являются безусловным гарантом и средством запуска процесса гуманитаризации образования. с Особое значение имело возникновение педагогического университета как нового типа вуза гуманитарного характера. Важнейшей составляющей преобразования педагогических институтов в университеты являются пре ^.^r 30 i^ образование образовательной среды в гуманитарную, поэтому для определенности, предметом исследования избрана образовательная среда педагогического университета, которая имеет как общие, так и специфические черты. Осмысление и построение ее как гуманитарной приводит к существенным изменениям самого педагогического университета как определенного типа образовательного учреждения, в частности, к появлению новых, ранее не свойственных ему функций. Педагогическое образование в наибольшей степени созвучно идее гуманитаризации, так как оно изначально ориентировано на образование (становление, развитие) учащегося. Однако и здесь долгое время • господствовала технократическая парадигма, в которой развитие человека считалось следствием усвоения знаний. И лишь в последнее время в педагогическом образовании происходят существенные изменения, связанные с построением образовательного процесса, в котором приоритетным становитY ся человек (студент, учащийся), а знания служат только средствами для его развития. Концепция гуманитаризации; педагогического образования, исходит из общей идеи гуманитаризации образования вообще. Она состоит в том, что образование прежде всего должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характерами способов его взаимодействия с этим миром. Значит, главная цель и; предназначение образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении челове^ * ка в мире, овладении способами взаимодействия с ним. В > конечном счете речь идет о восприятии образования как личностно-значимой ценности. Г При этом происходит развитие личности обучающегося. Все это описывает различные аспекты "вхождения" человека в культуру. Понимание гуманитаризации образования как условия "вхождения" учащегося в культуру наиболее созвучно целям педагогического образования, поскольку оно должно обеспечить способность к трансляции культу |