пространство экзистенциальных проблем человека, навязывая ему либо цели, ценности и идеалы [22]. Современные отечественные исследователи феномена гуманизации (С. Л. Братченко, Л. Н. Куликова, С. В. Кульневич, В. В. Сериков и др.) в своих работах также едины во мнении о недопустимости сохранения в образовании стремлений к формированию личности по извне заданным «образцам». В частности, В. В. Сериков отмечает: «Развивая гуманистический подход, мы должны отказаться от однозначной, единственно правильной педагогической цели. Понимая человека, как самоценность и самоцель, мы должны последовательно признать и неприемлемость полагания извне целей его существования, а, следовательно, и воспитания» [148]. По мнению Б. Б. Коссова, одним из решающих компонентов гуманизации является педагогическое условие равноправие и взаимная заинтересованность в развитии всех субъектов обучения в вузе, особенно студента и преподавателя , Z [81]. Практическим проявлением равноправия субъектов обучения в вузе МВД, может быть условие организации общения и взаимодействия на принципах паритета, взаимоуважения и взаимопонимания, т. е. на принципах межличностного диалога. По мнению М. М. Бахтина, «Подлинная жизнь личности доступна только % диалогическому проникновению в неё». Сущность же диалога гуманистична, и построение образовательного взаимодействия на диалоговой основе гарантированное развитие всем его участникам [13]. В данном контексте нам представляется важной мысль Л. Фейербаха, смысл которой состоит в требовании расширения категории «Я» категорией «Я и Ты». Л. Фейербах исходил из того, что человеческая сущность проявляется только в диалогическом общении, в единстве человека с человеком и человечеством: "Человек для себя является человеком в обычном смысле; человек в общении с человеком, в единстве «Я» и «Ты» есть Бог». Традиционное личностно-профессиональное мировоззрение (с приоритетом категории «Я») обусловливает монологический стиль общения 41 Р О С С И Й С К А Я Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Б И Б Л И О Т Е К А извне какие |
К примеру, человек на мировоззренческом уровне признающий себя основным творцом собственной жизни, реализует это убеждение и в своей познавательной практике, что будет проявляться, прежде всего, в безусловном уважении права другого человека на саморазвитие. Практическим проявлением формирования экзистенциально-гуманистического мировоззрения преподавателя в профессиональной действительности является организация общения и взаимодействия на принципах паритета, взаимоуважения и взаимопонимания то есть на принципах межличностного диалога. Как утверждал М.М. Бахтин: “Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее”. Сущность любого диалога гуманистична, и построение образовательного взаимодействия на диалогической основе гарантирует полноценное развитие всем его участникам. Нам представляется важной мысль J1. Фейербаха, смысл которой состоит в требовании расширения категории “Я” категорией “Я и Ты”. Л. Фейербах исходил из того, что человеческая сущность проявляется только в диалогическом общении, в единстве человека с человеком и человечеством: “Человек для себя является человеком в обычном смысле; человек в общении с человеком, в единстве “Я” и “Ты” есть Бог”. Традиционное личностно-профессиональное мировоззрение (с приоритетом категории “Я”) обусловливает монологический стиль общения учителя с учащимися. Монологический стиль основывается на авторитаризме и (или) манипулировании в педагогических отношениях. Личность курсанта (а зачастую и личность преподавателя) с такой позиции не представляет собой самостоятельной ценности, поскольку невозможно ценить и уважать человека, принуждая его или манипулируя им. Таким образом, гуманистическое личностно-профессиональное мировоззрение является альтернативным традиционному мировоззрению по всем составляющим компонентам. 47 |