Проверяемый текст
Завьялов, Александр Николаевич; Педагогические условия становления экзистенциальной направленности курсантов в вузе МВД (Диссертация 2005)
[стр. 42]

учителя с обучающимися.
Монологический стиль основывается па авторитаризме и (или) манипулировании в педагогических отношениях.
Личность курсанта (а зачастую и личность преподавателя) с такой позиции не представляет собой самостоятельной ценности, поскольку невозможно ценить и уважать человека, принуждая его или манипулируя им
[62].
Так, С.
Л.
Братченко и С.
А.
Рябченко отмечают, что
конкретную личность достаточно легко можно убедить в неэффективности авторитаризма, показав недостатки авторитарного стиля общения; это осуществляется в условиях профессионально организованной образовательной среды и обеспеченности соответствующей психолого-педагогической информацией.
Человек быстро приходит к выводу, что авторитаризм не выгоден ему самому и, используя более мягкие техники поведения, он может добиться больших успехов в своей профессиональной деятельности [33].
В силовых ведомствах основополагающим принципом жизнедеятельности является принцип единоначалия в силовых структурах, построенный на авторитарной основе.
Принцип единоначалия является логично обусловленной необходимостью, которую мы понимаем и не хотим усомниться в праве его существования.
Для нашего исследования представляется интересным процесс обучения, в котором преподаватель выступает в роли собеседника в диалоге с курсантом.
Во многих случаях такой диалог в вузах МВД является редкостью.
Диалог в основном происходит в форме «вопрос ответ».
По мнению С.
Л.
Братченко [34], Н.
О.
Лосского [99], М.
К.
Мамардашвили [101], «если снижается степень авторитарности в поведении и познании человека, растет его коммуникативная гибкость, умелость, точность и так далее, но при этом не затрагивается личностный компонент, никак не изменяется авторитарный синдром на уровне Я-концепции и ключевых мотивационных структур, то очень велика вероятность, что в результате мы будем иметь того же «авторитара», но более просвещенного и эффективного, то есть «манипулятора».
42
[стр. 47]

К примеру, человек на мировоззренческом уровне признающий себя основным творцом собственной жизни, реализует это убеждение и в своей познавательной практике, что будет проявляться, прежде всего, в безусловном уважении права другого человека на саморазвитие.
Практическим проявлением формирования экзистенциально-гуманистического мировоззрения преподавателя в профессиональной действительности является организация общения и взаимодействия на принципах паритета, взаимоуважения и взаимопонимания то есть на принципах межличностного диалога.
Как утверждал М.М.
Бахтин: “Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее”.
Сущность любого диалога гуманистична, и построение образовательного взаимодействия на диалогической основе гарантирует полноценное развитие всем его участникам.
Нам представляется важной мысль J1.
Фейербаха, смысл которой состоит в требовании расширения категории “Я” категорией “Я и Ты”.
Л.
Фейербах исходил из того, что человеческая сущность проявляется только в диалогическом общении, в единстве человека с человеком и человечеством: “Человек для себя является человеком в обычном смысле; человек в общении с человеком, в единстве “Я” и “Ты” есть Бог”.
Традиционное личностно-профессиональное мировоззрение (с приоритетом категории “Я”) обусловливает монологический стиль общения учителя с учащимися.
Монологический стиль основывается на авторитаризме и (или) манипулировании в педагогических отношениях.
Личность курсанта (а зачастую и личность преподавателя) с такой позиции не представляет собой самостоятельной ценности, поскольку невозможно ценить и уважать человека, принуждая его или манипулируя им.

Таким образом, гуманистическое личностно-профессиональное мировоззрение является альтернативным традиционному мировоззрению по всем составляющим компонентам.
47

[стр.,62]

обществу позволяет смыслу индивидуальности превзойти собственные пределы» [145, 197-198.] Для успешного формирования у курсантов ВУЗов МВД экзистенциальной направленности, необходимо убедить их, а точнее помочь им самим убедиться в том, что «нормальный, правопослушный гражданин» есть миф, который способствует авториторизации профессиональной деятельности и мировоззрения, а также значительно снижает успех в достижении основной экзистенциальной цели правоохранительных органов, который может быть выражен как «создание оптимально приемлемых взаимоотношений по обретению смысла сообщества».
В целом эту цель можно основать на принципе В.
Франкла: » Не только личности необходимо сообщество, ибо лишь в нем ее существование обретает смысл; но и, наоборот, сообщество, чтобы иметь смысл, не может обойтись без отдельных личностей».[145, 198].
Так, С.
Л.
Братченко и С.
А.
Рябченко отмечают, что
личность курсанта достаточно легко можно убедить в неэффективности авторитаризма, показать недостатки авторитарного стиля общения; особенно эффективно это осуществляется в условиях профессионально организованной образовательной среды и обеспеченности соответствующей психолого-педагогической информацией.
Курсант быстро приходит к выводу, что авторитаризм не выгоден ему самому и, используя более мягкие техники поведения, он может добиться больших успехов в своей профессиональной деятельности.
Но если при этом не происходит парадигмального переосмысления авторитарного мировоззрения, слушатель меняет только тактику достижения своих целей, в своей стратегии он остается авторитаром.
Если снижается степень авторитарности в поведении и познании человека, растет его коммуникативная гибкость, умелость, точность и так далее, но при этом не затрагивается личностный компонент, никак не изменяется авторитарный синдром на уровне Я-концепции и ключевых мотивационных структур, то очень велика 62

[Back]