служить людям, обществу; в отношении к человеку как к высшей ценности; в уважении и защите прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с правовыми нормами, общечеловеческими принципами морали; в понимании социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, от которых в решающей степени зависит общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности людей. Рассмотрим формирования гуманистической направленности у курсантов вузов системы МВД на примере организации изучения такой дисциплины, как социология. Данная дисциплина остро ставит перед курсантами и слушателями вопросы, связанные с формированием гуманистической направленности. Этот тезис может быть подтвержден словами одного из ведущих современных социологов-постмодернистов 3. Баумана: «Вероятно, социология более чем другие отрасли науки обнаруживает свою связь со здравым смыслом (с этим богатым, хотя и неорганизованным, несистематическим, зачастую непередаваемым словами знанием, которым мы пользуемся в нашей обыденной жизни), чреватую существенными для ее существования и практики проблемами» [12]. Наиболее ценным для социологии является реальное повседневное существование субъекта, а также проблема смыслополагания жизни этим субъектом. Можно сказать, что социологию волнует вопрос о том, что общество является предметом ее изучения именно здесь и сейчас, а также совокупность экзистенциальных проектов, которые осуществляются в данном месте в данное время. Через социологическое знание более легко и оптимально быстро личность курсанта узнает те фрустрации, которые мешают процессу нормального развития, а также обнаруживает альтернативы, казалось бы, безальтернативным социологическим процессам и в первую очередь процессу своей социализации. В условиях военизированного образовательного учреждения авторитарного типа, умение видеть альтернативу, высказываться о социальной несправедливости является одной из возможностей 53 |
щих современных социологов —постмодернистов 3. Баумана: «Вероятно, социология более чем другие отрасли науки обнаруживает свою связь со здравым смыслом (с этим богатым, хотя и неорганизованным, несистематическим, зачастую непередаваемым словами знанием, которым мы пользуемся в нашей обыденной жизни), чреватую существенными для ее существования и практики проблемами» [18, 14]. Как видно из этой фразы наиболее ценным для социологии является реальное повседневное существование субъекта, а также проблема смыслополагания жизни этим субъектом. Можно сказать, что социологию очень волнует вопрос о том, что общество является предметом ее изучения именно здесь и сейчас, а также совокупностью экзистенциальных проектов, которые осуществляются в данном месте в данное время. Через социологическое знание более легко и оптимально быстро личность курсанта узнает те фрустрации, которые мешают процессу нормального экзистенциального развития, а также обнаруживает альтернативы казалось бы безальтернативным социологическим процессам и в первую очередь процессу своей социализации. В условиях «учреждения тотального типа» умение видеть альтернативу, а также потребность в озвучивании социальной несправедливости, является одной из возможностей самоактуализации личности, а также одной из основ восприятия своего социального бытия как реализацию своего собственного экзистенциального проекта. Иначе говоря, те социальные процессы, происходящие вокруг личности курсанта не вызваны кем-то, чьей-то злой волей, а обусловлены его неспособностью видеть иную смысловую перспективу своего бытия в обществе, 73 |